В Магадане уже не один год, различными московскими кампаниями, проводятся опросы общественного мнения. Как правило, для проведения опросов, в городе привлекают одних и тех же людей (возможно, работодатели делятся информацией, об исполнителях на местах). Этим летом, у нас проводили опросы (кажется) пять московских фирм; с тремя из них, я имел возможность общаться.
Так уж сложилось, что и этим летом, выступал в качестве опрашивающего корреспондента. У меня имеется представление о "внутренней кухне", подобных опросов и я готов им поделиться с Вами. Не буду расписывать всех подробностей (это большой материал), остановлюсь лишь на существенных моментах.
Начну с того, что деятельность подобных мероприятий регулируется законодательно. Поэтому работодатели (ВЦИОМ, Левада-центры, Общественные мнения и т.п.) строго требуют с исполнителей, соблюдения всех предписанных норм. Так например, опрашивающий, в обязательном порядке должен представиться (назвать себя, от какой организации проводится опрос, дать, если попросят, реквизиты фирмы), и получить явное согласие респондента отвечать на вопросы. Т.е. нельзя просто побеседовать с человеком, а после выдать это за опрос. Всем корреспондентам выдаются опросные листы. В этот лист обязательно заносятся пол, возраст респондента (опрашиваемого лица) и самое главное -
имя и контактный телефон для обратной связи, и собственно, ответы на задаваемые вопросы. Имя и телефон требуются работодателем, для проверки добросовестности корреспондентов. После сбора анкет (опросных листов), руководство выборочно обзванивает опрошенных, и проверяет насколько качественно выполнена работа. По сути, задают те же вопросы из анкеты, и сверяют с записями в опросном листе. Только после такой проверки, корреспондентам оплачивают работу. Делается это для того, что бы исключить возможность недобросовестным лицам, заполнить листы "от балды, на коленке". Но представте себе реакцию людей, когда у них записали имя и телефон, а после, в лоб, спрашивают об отношении к властям

. Кельт писал, что народ у нас борзый. Борзый, я бы ещё добавил, и осторожный.
Страх - великая сила. Страх, воспитанный ГУЛАГами и репрессивной психиатрией, заставляет людей быть осторожными. Тот, кто ещё пять минут назад, костерил последними словами президента и правительства, резко изменяет свои ответы, когда они заносятся на бумагу. И поди докажи ему, что опрос анонимный и ему ничего не будет за откровенность! Ага, он то видит, что ты записал его телефончик. Опрашиваются различные люди. Есть методики, как правильно выбирать респондентов (указывающие сколько, кого (муж./жен.) и какой возрастной категории). Но реакция, как правило, у всех одинакова. Но есть (хвала Небесам!) и смельчаки.
Борзые (в классификации Кельта), которым всё по барабану, и которые не боятся открыто высказать своё мнение. Их не много, но они есть.
Поэтому, те данные, которые публикуются в прессе, отражают реальную картину происходящего очень слабо. По этим публикациям (в том виде, как они преподносятся) можно судить лишь о том, больше или меньше стало борзоты. Да и то, для этого нужно иметь периодические выборки (т.н. мониторинг ситуации), а не одну сводную таблицу. Кроме того, "правильная" постановка вопроса, это половина успеха. Зачастую вопросы составлены с "наводящим" подтекстом. Один и тот же вопрос может встречаться пять-шесть раз, в различном виде (нужно подтверждение, что респондент не ошибся в ответе). Но если вопросы "заточены", какой результат получим на выходе? Вопрос риторический, но отнюдь не праздный.
Я не один год занимаюсь стат.опросами (и занятие забавное - много интересного узнаёшь; и приработок неплохой; да и не в напряг, если честно). Поэтому смею думать, что с ситуацией (реальной, а не отражённой на бумаге) более-менее знаком. Это то, что называется практика (в отличии от теоретических рассуждений). И я вижу, что "борзота" из года в год растёт и множится. Люди реально недовольны. И своё "фи", они адресуют в первую очередь федеральному центру. (К местным властям, как правило, предъявляют две претензии: состояние дорог (дворов) и уборка мусора. Т.е. население, не такое уж тупое быдло - знают (или чувствуют) кому и какие претензии предъявлять нужно

). Другое дело, что когда доходит до официальных опросов, борзота уступает место осторожности и опасению потерять то немногое, что имеешь. Борзоту проявляют, как правило, люди уже доведённые до ручки.
Вот ВВП рассказывал журналистам о том, как в детстве загнал в угол крысу и смотрел ей в глаза. Он преподнёс это, как пример своего детского мужества. Мальчик вырос, но видно так и не понял, что даже крыса загнанная в угол, от отчаяния перестаёт бояться и готова вцепиться в рожу своему обидчику. А люди не крысы, они по борзее будут. Поэтому их и вовсе не стОит загонять в угол. Впрочем, я увлёкся.
Думаю, теперь Вы лучше поймёте, почему я несколько скептически, отношусь ко всякого рода официальным публикациям опросов общественного мнения.