Колонка редактора: Год без Марко...23.10.2012 10:20
Год назад, 23 октября, на Сепанге, одной из самых ультрасовременных и, казалось бы, безопасных трасс в мире, на втором круге предпоследней гонки MotoGP сезона 2011, произошла трагедия, унесшая жизнь одного из самых талантливых мотогонщиков последнего десятилетия. Она не имела прямого отношения в Формуле 1, но смела все рамки между мотогонками и другими гоночными категориями – каждый пилот и болельщик воспринял эту трагедию и потерю, как собственную. Чужой беды, как известно, не бывает, а Марко Симончелли действительно для каждого был своим «парнем в доску»…
Его любили и одновременно ругали за его рискованный и в чем-то безбашенный стиль, за бескомпромиссность в борьбе с соперниками, которая зачастую приводила к падениям. Не важно, был ли это первый или последний круг – он атаковал всегда, и даже в самых сложных ситуациях, когда все шло к падению, он пытался любой ценой остаться на трассе. За четыре месяца до трагедии президент Ferrari Лука ди Монтедмезомо даже сравнил Марко с легендарным Жилем Вильневым и, увы, это сравнение оказалось слишком очевидным – как и Вильнев, Симончелли принес в жертву свою жизнь ради страсти, ради гонок.
Он стремительно ворвался в 2010-м году в мир MotoGP после восьми проведенных лет в младших категориях 125cc и 250cc, и стал «глотком воздуха» для чемпионата. Быстрый, харизматичный, не признающий никаких авторитетов, даже таких, как Валентино Росси и Макс Бьяджи, которого в борьбе за подиум в своей второй и последней гонке в Мировом Супербайке в 2009-м году он едва не "вынес" при обгоне. И то же время за пределами трассы Марко был невероятно обаятельным, в чем-то смешным, а его причудливая прическа не оставляла равнодушным никого. Он был одним из тех, кто делал этот мир чуть добрее и светлее, в частности, и жесткий мир мотогонок. Даже в 2011-м году, когда Симончелли часто подвергался критике, стоило взглянуть на него и его поведение, и как-то все эти инциденты забывались…
На пресс-конференции перед Гран При Португалии 2011 действующий чемпион Хорхе Лоренцо достаточно жестко раскритиковал Марко за агрессивный стиль
«Когда все хорошо кончается для всех - это хорошо, и я не вижу здесь проблем. Но если в будущем что-то произойдет, то у тебя возникнут проблемы», - заявил недовольный Лоренцо.
Марко Симончелли не растерялся при ответе, который снял возникшее напряжение в пресс-центре и вызвал сдержанную улыбку даже у Лоренцо: «Хорошо, меня арестуют».
Еще один памятный эпизод произошел перед Гран При Италии 2011, когда вернувшийся в строй Дани Педроса, получивший травму при столкновении с Марко Симончелли, отказался от рукопожатия итальянца, подошедшего к нему и спросившего о самочувствии. И в этом заключался весь Марко – да, он не признавал своих ошибок, но действовал всегда прямо и не искал каких-то окольных путей, ни на трассе, ни за ее пределами. Он был таким, какой он есть, и существенно выделялся на фоне сурового Хорхе Лоренцо, немного роботизированного Кейси Стоунера и вечно хмурого Дани Педросы. И в будущем Марко вполне перехватить эстафету у главной итальянской звезды мотогонок Валентино Росси, карьера которого, по крайней мере, в MotoGP медленно, но верно идет к завершению. Но, увы, звезда Марко оборвалась, так и не успев взойти.
Его лучшим достижением в карьере навсегда так и останутся два поула, третье место в Брно и второе на Гран При Австралии в Филипп-Айленде, которое он завоевал за неделю до гибели и которому радовался на подиуме как ребенок. А сколько этих поулов, подиумов и даже побед могло быть в будущем? Осознание того, что ответы на эти вопросы никогда не будут даны, оставляют еще большую боль от этой потери.
А ведь все могло быть иначе, если бы не этот злополучный лоу-сайд на втором круге Гран При Малайзии, если бы не был столь широким 11-й поворот, который Марко в попытке восстановить контроль над байком начал пересекать по диагонали, и если позади бы не шла столь плотная группа гонщиков. Вряд ли кого-то стоит в этом винить – просто так все сложилось. Секундой больше или секундой меньше и Марко оказался бы за пределами трассы, может быть, поднял мотоцикл и продолжил гонку, или же направился в боксы. Конечно, после финиша он вновь бы получил в свой адрес массу критики, а через две недели вышел бы на старт заключительного этапа 2011 года в Валенсии, где вновь продолжил бы бороться от старта и до финиша. Ну а на следующий день на тестах уже опробовал бы 1000-кубовый мотоцикл, в седле которого в сезоне 2012 продолжил бы выступать в составе частной команды Gresini, обладая при этом персональной заводской поддержкой Honda.
Но, увы, время не вернешь назад и его не повернешь вспять. Ничего уже изменить невозможно. Жизнь Марко оборвалась в том самом 11-повороте Сепанга. Врачи пытались сделать возможное, но травмы, полученные от ударов сразу двух мотоциклов, оказались несовместимыми с жизнью – в 16:56 по местному времени сердце Марко Симончелли остановилось. Ему было всего 24 года…
Знаете, говорят, что человек жив до тех пор, пока его помнят. И очень приятно, что о Марко не просто не забывают, но и чтят его память. Так, за прошедший год итальянская трасса Мизано была переименовала в честь Марко Симончелли, приз новичок года в MotoGP был назван именем «SuperSic». Его друзьями и родными был создан Благотворительный Фонд имени Марко Симончелли, ну а на самой трассе в Сепанге 18 октября нынешнего года на ограждении в 11-м повороте была установлена мемориальная табличка. В Формуле 1 перед мартовским Гран При Малайзии пилоты также посетили место трагедии и возложили цветы. Марко всего этого заслуживал. Его путь получился хоть и недолгим, но был ярким и оставил большой след в истории мотоспорта. Пересмотрите при возможности видео с его участием – его быстрые круги в квалификациях, его борьбу на грани возможного и дозволенного в гонках. Марко Симончелли был неповторим.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла