МОЖНО ПОПРОСИТЬ НИНУ ?
— Можно попросить Нину? — сказал я.
— Это я, Нина.
— Да? Почему у тебя такой странный голос?
— Странный голос?
— Не твой. Тонкий. Ты огорчена чем-нибудь?
— Не знаю.
— Может быть, мне не стоило звонить?
— А кто говорит?
— С каких пор ты перестала меня узнавать?
— Кого узнавать?
Голос был моложе Нины лет на двадцать. А на самом
деле Нинин голос лишь лет на пять моложе хозяйки. Если
человека не знаешь, по голосу его возраст угадать
трудно. Голоса часто старятся раньше владельцев. Или
долго остаются молодыми.
— Ну ладно, — сказал я. — Послушай, я звоню тебе почти
по делу.
— Наверное, вы все-таки ошиблись номером, —
настаивала Нина. — Я вас не знаю.
— Это я, Вадим, Вадик, Вадим Николаевич! Что с тобой?
— Ну вот! — Нина вздохнула, будто ей жаль было
прекращать разговор. — Я не знаю никакого Вадика и
Вадима Николаевича.
— Простите, — извинился я и повесил трубку.
Я не сразу набрал номер снова. Конечно, я просто не
туда попал. Мои пальцы не хотели звонить Нине. И
набрали не тот номер. А почему они не хотели?
Я отыскал на столе пачку кубинских сигарет. Крепких,
как сигары. Их, наверное, делают из обрезков сигар.
Какое у меня может быть дело к Нине? Или почти дело?
Никакого. Просто хотелось узнать, дома ли она. А если ее
нет дома, это ничего не меняет. Она может быть,
например, у мамы. Или в театре, потому что она тысячу
лет не была в театре.
Я позвонил Нине.
— Нина? — спросил я.
— Нет, Вадим Николаевич, — ответила Нина. — Вы опять
ошиблись. Вы какой номер набираете?
— 149-40-89.
— А у меня Арбат — один — тридцать два — пять три.
— Конечно, — сказал я. — Арбат — это четыре?
— Арбат — это Г.
— Ничего общего, — пробормотал я. — Извините, Нина.
— Пожалуйста, — сказала Нина. — Я все равно не занята.
— Постараюсь к вам больше не попадать, — пообещал я.
— Где-то заклинило. Вот и попадаю к вам. Очень плохо
телефон работает.
— Да, — согласилась Нина.
Я повесил трубку.
Надо подождать. Или набрать сотню. Время. Что-то
замкнется в перепутавшихся линиях на станции. И я
дозвонюсь. «Двадцать два часа ровно», — ответила
женщина по телефону 100. Я вдруг подумал, что если ее
голос записали давно, десять лет назад, то она набирает
номер 100, когда ей скучно, когда она одна дома, и
слушает свой голос, свой молодой голос. А может быть,
она умерла. И тогда ее сын или человек, который ее
любил, набирает сотню и слушает ее голос.
Я позвонил Нине.
— Я вас слушаю, — отозвалась Нина молодым голосом. —
Это опять вы, Вадим Николаевич?
— Да, — сказал я. — Видно, наши телефоны соединились
намертво. Вы только не сердитесь, не думайте, что я
шучу. Я очень тщательно набирал номер, который мне
нужен.
— Конечно, конечно, — быстро согласилась Нина. — Я ни
на минутку не подумала. А вы очень спешите, Вадим
Николаевич?
— Нет, — ответил я.
— У вас важное дело к Нине?
— Нет, я просто хотел узнать, дома ли она.
— Соскучились?
— Как вам сказать…
— Я понимаю, ревнуете, — предположила Нина.
— Вы смешной человек, — произнес я. — Сколько вам лет,
Нина?
— Тринадцать. А вам?
— Больше сорока. Между нами толстенная стена из
кирпичей.
— И каждый кирпич — это месяц, правда?
— Даже один день может быть кирпичом.
— Да, — вздохнула Нина, — тогда это очень толстая
стена. А о чем вы думаете сейчас?
— Трудно ответить. В данную минуту ни о чем. Я же
разговариваю с вами.
— А если бы вам было тринадцать лет или даже
пятнадцать, мы могли бы познакомиться, — сказала
Нина. — Это было бы очень смешно. Я бы сказала:
приезжайте завтра вечером к памятнику Пушкину. Я вас
буду ждать в семь часов ровно. И мы бы друг друга не
узнали. Вы где встречаетесь с Ниной?
— Как когда.
— И у Пушкина?
— Не совсем. Мы как-то встречались у «России».
— Где?
— У кинотеатра «Россия».
— Не знаю.
— Ну, на Пушкинской.
— Все равно почему-то не знаю. Вы, наверное, шутите. Я
хорошо знаю Пушкинскую площадь.
— Не важно, — сказал я.
— Почему?
— Это давно было.
— Когда?
Девочке не хотелось вешать трубку. Почему-то она
упорно продолжала разговор.
— Вы одна дома? — спросил я.
— Да. Мама в вечернюю смену. Она медсестра в
госпитале. Она на ночь останется. Она могла бы прийти и
сегодня, но забыла дома пропуск.
— Ага, — согласился я. — Ладно, ложись спать, девочка.
Завтра в школу.
— Вы со мной заговорили как с ребенком.
— Нет, что ты, я говорю с тобой как со взрослой.
— Спасибо. Только сами, если хотите, ложитесь спать с
семи часов. До свидания. И больше не звоните своей
Нине. А то опять ко мне попадете. И разбудите меня,
маленькую девочку.
Я повесил трубку. Потом включил телевизор и узнал о
том, что луноход прошел за смену 337 метров. Луноход
занимался делом, а я бездельничал. В последний раз я
решил позвонить Нине уже часов в одиннадцать, целый
час занимал себя пустяками и решил, что, если опять
попаду на девочку, повешу трубку сразу.
— Я так и знала, что вы еще раз позвоните, — сказала
Нина, подойдя к телефону. — Только не вешайте трубку.
Мне, честное слово, очень скучно. И читать нечего. И
спать еще рано.
— Ладно, — согласился я. — Давайте разговаривать. А
почему вы так поздно не спите?
— Сейчас только восемь, — сказала Нина.
— У вас часы отстают, — отозвался я. — Уже
двенадцатый час.
Нина засмеялась. Смех у нее был хороший, мягкий.
— Вам так хочется от меня отделаться, что просто ужас,
— объяснила она. — Сейчас октябрь, и поэтому стемнело.
И вам кажется, что уже ночь.
— Теперь ваша очередь шутить? — спросил я.
— Нет, я не шучу. У вас не только часы врут, но и
календарь врет.
— Почему врет?
— А вы сейчас мне скажете, что у вас вовсе не октябрь,
а февраль.
— Нет, декабрь, — ответил я. И почему-то, будто сам себе
не поверил, посмотрел на газету, лежавшую рядом, на
диване. «Двадцать третье декабря» — было написано под
заголовком.
Мы помолчали немного, я надеялся, что она сейчас
скажет «до свидания». Но она вдруг спросила:
— А вы ужинали?
— Не помню, — сказал я искренне.
— Значит, не голодный.
— Нет, не голодный.
— А я голодная.
— А что, дома есть нечего?.
— Нечего! — подтвердила Нина. — Хоть шаром покати.
Смешно, да?
— Даже не знаю, как вам помочь, — сказал я. — И денег
нет?
— Есть, но совсем немножко. И все уже закрыто. А
потом, что купишь?
— Да, — согласился я, — все закрыто. Хотите, я пошурую
в холодильнике, посмотрю, что там есть?
— У вас есть холодильник?
— Старый, — ответил я. — «Север». Знаете такой?
— Нет, — призналась Нина. — А если найдете, что потом?
— Потом? Я схвачу такси и подвезу вам. А вы спуститесь
к подъезду и возьмете.
— А вы далеко живете? Я — на Сивцевом Вражке. Дом
15/25.
— А я на Мосфильмовской. У Ленинских гор. За
университетом.
— Опять не знаю. Только это не важно. Вы хорошо
придумали, и спасибо вам за это. А что у вас есть в
холодильнике? Я просто так спрашиваю, не думайте.
— Если бы я помнил, — пробормотал я. — Сейчас перенесу
телефон на кухню, и мы с вами посмотрим.
Я прошел на кухню, и провод тянулся за мной, как змея.
— Итак, — сказал я, — открываем холодильник.
— А вы можете телефон носить с собой? Никогда не
слышала о таком.
— Конечно, могу. А ваш телефон где стоит?
— В коридоре. Он висит на стенке. И что у вас в
холодильнике?
— Значит, так… что тут, в пакете? Это яйца, неинтересно.
— Яйца?
— Ага. Куриные. Вот, хотите, принесу курицу? Нет, она
французская, мороженая. Пока вы ее сварите, совсем
проголодаетесь. И мама придет с работы. Лучше мы
возьмем колбасы. Или нет, нашел марокканские сардины,
шестьдесят копеек банка. И к ним есть полбанки
майонеза. Вы слышите?
— Да, — ответила Нина совсем тихо. — Зачем вы так
шутите? Я сначала хотела засмеяться, а потом мне стало
грустно.
— Это еще почему? В самом деле так проголодались?
— Нет, вы же знаете.
— Что я знаю?
— Знаете, — настаивала Нина. Потом помолчала и
добавила: — Ну и пусть! Скажите, а у вас есть красная
икра?
— Нет, — признался я. — Зато есть филе палтуса.
— Не надо, хватит, — сказала Нина твердо. — Давайте
отвлечемся. Я же все поняла.
— Что поняла?
— Что вы тоже голодный. А что у вас из окна видно?
— Из окна? Дома, копировальная фабрика. Как раз
сейчас, полдвенадцатого, смена кончается. И много
девушек выходит из проходной. И еще виден
«Мосфильм». И пожарная команда. И железная дорога.
Вот по ней сейчас идет электричка.
— И вы все видите?
— Электричка, правда, далеко идет. Видна только
цепочка огоньков, окон!
— Вот вы и врете!
— Нельзя так со старшими разговаривать, — отозвался я.
— Я не могу врать. Я могу ошибаться. Так в чем же я
ошибся?
— Вы ошиблись в том, что видите электричку. Ее нельзя
увидеть.
— Что же она, невидимая, что ли?
— Нет, она видимая, только окна светиться не могут. Да
вы вообще из окна не выглядывали.
— Почему? Я стою перед самым окном.
— А у вас в кухне свет горит?
— Конечно, а как же я в темноте в холодильник бы лазил.
У меня в нем перегорела лампочка.
— Вот, видите, я вас уже в третий раз поймала.
— Нина, милая, объясни мне, на чем ты меня поймала.
— Если вы смотрите в окно, то откинули затемнение. А
если откинули затемнение, то потушили свет. Правильно?
— Неправильно. Зачем же мне затемнение? Война, что
ли?
— Ой-ой-ой! Как же можно так завираться? А что же, мир,
что ли?
— Ну, я понимаю, Вьетнам, Ближний Восток… Я не об
этом.
— И я не об этом… Постойте, а вы инвалид?
— К счастью, все у меня на месте.
— У вас бронь?
— Какая бронь?
— А почему вы тогда не на фронте?
Вот тут я в первый раз заподозрил неладное. Девочка
меня вроде бы разыгрывала. Но делала это так
обыкновенно и серьезно, что чуть было меня не испугала.
— На каком я должен быть фронте, Нина?
— На самом обыкновенном. Где все. Где папа. На фронте
с немцами. Я серьезно говорю, я не шучу. А то вы так
странно разговариваете. Может быть, вы не врете о
курице и яйцах?
— Не вру, — признался я. — И никакого фронта нет. Может
быть, и в самом деле мне подъехать к вам?
— Так я в самом деле не шучу! — почти крикнула Нина. —
И вы перестаньте. Мне было сначала интересно и весело.
А теперь стало как-то не так. Вы меня простите. Как
будто вы не притворяетесь, а говорите правду.
— Честное слово, девочка, я говорю правду, — сказал я.
— Мне даже страшно стало. У нас печка почти не греет.
Дров мало. И темно. Только коптилка. Сегодня
электричества нет. И мне одной сидеть ой как не
хочется. Я все теплые вещи на себя накутала.
И тут же она резко и как-то сердито повторила вопрос:
— Вы почему не на фронте?
— На каком я могу быть фронте? Какой может быть
фронт в семьдесят втором году?!
— Вы меня разыгрываете?
Голос опять сменил тон, был он недоверчив, был он
маленьким, три вершка от пола. И невероятная, забытая
картинка возникла перед глазами — то, что было со мной,
но много лет, тридцать или больше лет назад. Когда мне
тоже было двенадцать лет. И в комнате стояла
«буржуйка». И я сижу на диване, подобрав ноги. И горит
свечка, или это была керосиновая лампа? И курица
кажется нереальной, сказочной птицей, которую едят
только в романах, хотя я тогда не думал о курице…
— Вы почему замолчали? — спросила Нина. — Вы лучше
говорите.
— Нина, — сказал я, — какой сейчас год?
— Сорок второй, — ответила Нина.
И я уже складывал в голове ломтики несообразностей в
ее словах. Она не знает кинотеатра «Россия». И номер
телефона у нее только из шести цифр. И затемнение…
— Ты не ошибаешься? — спросил я.
— Нет, — стояла на своем Нина.
Она верила в то, что говорила. Может, голос обманул
меня? Может, ей не тринадцать лет? Может, она
сорокалетняя женщина, заболела еще тогда, девочкой, и
ей кажется, что она осталась там, где война?
— Послушайте, — сказал я спокойно, — не вешайте
трубку. Сегодня двадцать третье декабря 1972 года.
Война кончилась двадцать семь лет назад. Вы это
знаете?
— Нет, — сказала Нина.
— Теперь знайте. Сейчас двенадцатый час… Ну как вам
объяснить?
— Ладно, — сказала Нина покорно. — Я тоже знаю, что вы
не привезете мне курицу. Мне надо было догадаться, что
французских кур не бывает.
— Почему?
— Во Франции немцы.
— Во Франции давным-давно нет никаких немцев. Только
если туристы. Но немецкие туристы бывают и у нас.
— Как так? Кто их пускает?
— А почему не пускать?
— Вы не вздумайте сказать, что фрицы нас победят! Вы,
наверное, просто вредитель или шпион?
— Нет, я работаю в СЭВе, в Совете Экономической
Взаимопомощи. Занимаюсь венграми.
— Вот и опять врете! В Венгрии фашисты.
— Венгры давным-давно прогнали своих фашистов.
Венгрия — социалистическая республика.
— Ой, а я уж боялась, что вы и в самом деле вредитель.
А вы все-таки все выдумываете. Нет, не возражайте. Вы
лучше расскажите мне, как будет потом. Придумайте что
хотите, только чтобы было хорошо. Пожалуйста. И
извините меня, что я так с вами грубо разговаривала. Я
просто не поняла.
И я не стал больше спорить. Как объяснить это? Я опять
представил себе, как сижу в этом самом сорок втором
году, как мне хочется узнать, когда наши возьмут Берлин
и повесят Гитлера. И еще узнать, где я потерял хлебную
карточку за октябрь. И сказал:
— Мы победим фашистов 9 мая 1945 года.
— Не может быть! Очень долго ждать.
— Слушай, Нина, и не перебивай. Я знаю лучше. И Берлин
мы возьмем второго мая. Даже будет такая медаль —
«За взятие Берлина». А Гитлер покончит с собой. Он
примет яд. И даст его Еве Браун. А потом эсэсовцы
вынесут его тело во двор имперской канцелярии, и
обольют бензином, и сожгут.
Я рассказывал это не Нине. Я рассказывал это себе. И я
послушно повторял факты, если Нина не верила или не
понимала сразу, возвращался, когда она просила
пояснить что-нибудь, и чуть было не потерял вновь ее
доверия, когда сказал, что Сталин умрет. Но я потом
вернул ее веру, поведав о Юрии Гагарине и о новом
Арбате. И даже насмешил Нину, рассказав о том, что
женщины будут носить брюки-клеш и совсем короткие
юбки. И даже вспомнил, когда наши перейдут границу с
Пруссией. Я потерял чувство реальности. Девочка Нина и
мальчишка Вадик сидели передо мной на диване и
слушали. Только они были голодные как черти. И дела у
Вадика обстояли даже хуже, чем у Нины: хлебную
карточку он потерял, и до конца месяца им с матерью
придется жить на одну карточку — рабочую карточку,
потому что Вадик посеял свою где-то во дворе, и только
через пятнадцать лет он вдруг вспомнит, как это было, и
будет снова расстраиваться, потому что карточку можно
было найти даже через неделю; она, конечно, свалилась в
подвал, когда он бросил на решетку пальто, собираясь
погонять в футбол. И я сказал, уже потом, когда Нина
устала слушать то, что полагала хорошей сказкой:
— Ты знаешь Петровку?
— Знаю, — сказала Нина. — А ее не переименуют?
— Нет. Так вот…
Я рассказал, как войти во двор под арку и где в глубине
двора есть подвал, закрытый решеткой. И если это
октябрь сорок второго года, середина месяца, то в
подвале, вернее всего, лежит хлебная карточка. Мы там,
во дворе играли в футбол, и я эту карточку потерял.
— Какой ужас! — сказала Нина. — Я бы этого не
пережила. Надо сейчас же ее отыскать. Сделайте это.
Она тоже вошла во вкус игры, и где-то реальность ушла,
и уже ни она, ни я не понимали, в каком году мы
находимся, — мы были вне времени, ближе к ее сорок
второму году.
— Я не могу найти карточку, — объяснил я. — Прошло
много лет. Но если сможешь, зайди туда, подвал должен
быть открыт. В крайнем случае скажешь, что карточку
обронила ты.
И в этот момент нас разъединили.
Нины не было. Что-то затрещало в трубке, женский голос
произнес:
— Это 143-18-15? Вас вызывает Орджоникидзе.
— Вы ошиблись номером, — ответил я.
— Извините, — сказал женский голос равнодушно.
И были короткие гудки.
Я сразу же набрал снова Нинин номер. Мне нужно было
извиниться. Нужно было посмеяться вместе с девочкой.
Ведь получилась, в общем, чепуха…
— Да, — сказал голос Нины. Другой Нины.
— Это вы? — спросил я.
— А, это ты, Вадим? Что, тебе не спится?
— Извини, — сказал я. — Мне другая Нина нужна.
— Что?
Я повесил трубку и снова набрал номер.
— Ты с ума сошел? — спросила Нина. — Ты пил?
— Извини, — сказал я и снова бросил трубку.
Теперь звонить было бесполезно. Звонок из
Орджоникидзе все вернул на свои места. А какой у нее
настоящий телефон? Арбат — три, нет, Арбат — один —
тридцать два — тринадцать… Нет, сорок…
Взрослая Нина позвонила мне сама.
— Я весь вечер сидела дома, — сказала она. — Думала,
ты позвонишь, объяснишь, почему ты вчера так вел себя.
Но ты, видно, совсем сошел с ума.
— Наверное, — согласился я. Мне не хотелось
рассказывать ей о длинных разговорах с другой Ниной.
— Какая еще другая Нина? — спросила она. — Это образ?
Ты хочешь видеть меня иной?
— Спокойной ночи, Ниночка, — сказал я. — Завтра все
объясню.
…Самое интересное, что у этой странной истории был не
менее странный конец. На следующий день утром я
поехал к маме. И сказал, что разберу антресоли. Я три
года обещал это сделать, а тут приехал сам. Я знаю, что
мама ничего не выкидывает. Из того, что, как ей кажется,
может пригодиться. Я копался часа полтора в старых
журналах, учебниках, разрозненных томах приложений к
«Ниве». Книги были не пыльными, но пахли старой, теплой
пылью. Наконец я отыскал телефонную книгу за 1950 год.
Книга распухла от вложенных в нее записок и
заложенных бумажками страниц, углы которых были
обтрепаны и замусолены. Книга была настолько знакома,
что казалось странным, как я мог ее забыть, — если б не
разговор с Ниной, так бы никогда и не вспомнил о ее
существовании. И стало чуть стыдно, как перед честно
отслужившим костюмом, который отдают старьевщику на
верную смерть.
Четыре первые цифры известны. Г-1-32… И еще я знал,
что телефон, если никто из нас не притворялся, если надо
мной не подшутили, стоял в переулке Сивцев Вражек, в
доме 15/25. Никаких шансов найти телефон не было. Я
уселся с книгой в коридоре, вытащив из ванной
табуретку. Мама ничего не поняла, улыбнулась только,
проходя мимо, и сказала:
— Ты всегда так. Начинаешь разбирать книги,
зачитываешься через десять минут, и уборке конец.
Она не заметила, что я читаю телефонную книгу.
Я нашел этот телефон. Двадцать лет назад он стоял в
той же квартире, что и в сорок втором году. И записан
был на Фролову К.Г.
Согласен, я занимался чепухой. Искал то, чего и быть не
могло. Но вполне допускаю, что процентов десять вполне
нормальных людей, окажись они на моем месте, сделали
бы то же самое. И я поехал на Сивцев Вражек.
Новые жильцы в квартире не знали, куда уехали
Фроловы. Да и жили ли они здесь? Но мне повезло в
домоуправлении. Старенькая бухгалтерша помнила
Фроловых, с ее помощью я узнал все, что требовалось,
через адресный стол.
Уже стемнело. По новому району среди одинаковых
панельных башен гуляла поземка. В стандартном
двухэтажном магазине продавали французских кур в
покрытых инеем прозрачных пакетах. У меня появился
соблазн купить курицу и принести ее, как обещал, хоть и
с тридцатилетним опозданием. Но я хорошо сделал, что
не купил ее. В квартире никого не было. И по тому, как
гулко разносился звонок, мне показалось, что здесь люди
не живут. Уехали.
Я хотел было уйти, но потом, раз уж забрался так далеко,
позвонил в дверь рядом.
— Скажите, Фролова Нина Сергеевна — ваша соседка?
Парень в майке, с дымящимся паяльником в руке,
ответил равнодушно:
— Они уехали.
— Куда?
— Месяц как уехали на Север. До весны не вернутся. И
Нина Сергеевна, и муж ее.
Я извинился, начал спускаться по лестнице. И думал, что
в Москве, вполне вероятно, живет не одна Нина
Сергеевна Фролова 1930 года рождения.
И тут дверь сзади снова растворилась.
— Погодите, — сказал тот же парень. — Мать что-то
сказать хочет.
Мать его тут же появилась в дверях, запахивая халат.
— А вы кем ей будете?
— Так просто. — ответил я. — Знакомый.
— Не Вадим Николаевич?
— Вадим Николаевич.
— Ну вот, — обрадовалась женщина, — чуть было вас не
упустила. Она бы мне никогда этого не простила. Нина
так и сказала: не прощу. И записку на дверь приколола.
Только записку, наверное, ребята сорвали. Месяц уже
прошел. Она сказала, что вы в декабре придете. И даже
сказала, что постарается вернуться, но далеко-то как…
Женщина стояла в дверях, глядела на меня, словно
ждала, что я сейчас открою какую-то тайну, расскажу ей
о неудачной любви. Наверное, она и Нину пытала: кто он
тебе? И Нина тоже сказала ей: «Просто знакомый».
Женщина выдержала паузу, достала письмо из кармана
халата.
«Дорогой Вадим Николаевич!
Я, конечно, знаю, что вы не придете. Да и как можно
верить детским мечтам, которые и себе самой уже
кажутся только мечтами. Но ведь хлебная карточка была
в том самом подвале, о котором вы успели мне
сказать…»
Кир Булычев