Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Сплав по Аян Юрях
Магаданский автофорум М49 > Общий форум > В пампасы!
Страницы: 1, 2
SKON
Цитата(tpavel @ 4.1.2011, 11:31) *
Тогда вся страна была один сплошной лагерь. Т.е. даже границы нынешней Магаданской области по водоразделу Иня-Кулу в то время не было. Все один Хабаровский край. Так что, только за границу.


tpavel, да, вся страна тогда была сплошным лагерем. Бежать на волю в свою страну - смысла особого не было. Поэтому, лично, я рассматриваю в тогдашнем варианте, побег исключительно за границу - лучше в США (на Алеутские острова), а не близлежайшую Японию (Курилы и Южный Сахалин). Бежать через даже тогдашнюю сухопутную границу с Китаем было практически невозможно. А вот по морю вполне было можно - ни радаров, ни морских пограничников. Был правда шанс наткнуться посреди моря на свой корабль с зэками... Разве что японский флаг над свои кочем поднять - тогда Японии боялись.

//SKON,а откуда Вы сами, планируете ли приезд сюда когда-нибудь? Как раз и лагеря посмотрите, и в сплаве поучаствуете?//

Я сам из Казани, 45 лет, работаю на телевидении.
Вот, в новогодние праздники, от безделья, тренирую мозги вот этой фигнёй rolleyes.gif Не могу успокоиться - что побегов не было с Колымы. Во всяком случае как-то зарегистрированных. Ведь бежали же люди за границу с Соловецких лагерей (в Белом море). Столько талантливых, умных, отважных людей сидело.

Предложение (о сплаве), конечно, очень интересное - но пока морально созреть для этого надо rolleyes.gif Пока не готов.
tpavel
На Соловецких островах как бы и граница ближе, и климат мягче. В зимние месяцы средний минимум не опускается ниже -15. Так что сравнивать с Колымой не стОит.

Ладно, не буду мешать далее "тренироваться" долгими зимними вечерами.
SKON
Цитата(p.oleg @ 4.1.2011, 19:58) *
ну это уже полноценное мореходное судно, и строили их не 1-3 человека. да и парус надо из чего то делать


p.oleg, 19 метров коч - это очень большой коч. Туда умещался целый отряд.
Были кочи и длиной в 10 метров,а то и меньше можно было сделать.
См.
Коч — Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%87

Это для 4 беглецов уже реальнее, за полгода, скажем, сделать.

//Вообще, прочитав Шаламова, сложилось мнение что именно уркам бежать смысла и не было, они и в лагерях нормально себя чувствовали//

я тоже думаю, что уркам (блатарям) бежать смысла не было. А за границу уркии вообще никогда не бежали. У них менталитет не тот. Для них максимум - где-нибудь на лесной пасеке остановиться. Речь только о нормальных людях, волею судьбы оказавшихся на Колыме.

//Все мои фантазии на тему побега, естественно, о летнем времени года...зимой даже гипотетическую возможность побега исключаю.//

Я подумав, начисто исключил лето, как сезон для побега.
Слишком много минусов - как летом добираться вверх по Колыме? Идти по кромке воды? Очень и очень долго, тяжело, слишком огромные расстояния для измученных зэков, следы опять же остаются для собак. Как нести вещи (инструменты, брезент, пилы и топоры)?
Только ранняя весна, пока есть лёд на Колыме, пока имеются последние метели, чтобы заметать следы за беглецами. Лошадь с санями бежит 15 -20 км./ час и так она может неспеша семенить сутки на пролёт по льду реки. Это для измученных беглецов единственный шанс преодолеть такие расстояния, спать в сене в санях, довзти инструменты, а потом, добравшись до места, убить лошадь на еду.

Цитата(tpavel @ 4.1.2011, 20:12) *
На Соловецких островах как бы и граница ближе, и климат мягче. В зимние месяцы средний минимум не опускается ниже -15. Так что сравнивать с Колымой не стОит.

Ладно, не буду мешать далее "тренироваться" долгими зимними вечерами.



rolleyes.gif У нас утро.
А насчёт морозов - именно поэтому я предлагаю "бежать" в ранней весной, перед тем, как лёт на реке пойдёт. Раз лёд уже тает - значит серьёзных морозов уже нет.
СЕРЁГА-ГОГА
Уважаемый SKON ещё один аргумент против вашего плана;р Колыма в то время была вообщем то основной артерией по доставке всего необходимого на приска.По берегам было достаточно населённых пунктов,чтобы стать опастной для побега.Да и март это скорей поздняя зима,чем раняя весна.У нас ещё в мае минусовая температура.Я 20 мая перегонял бульдозера через Колыму по льду.Кстати в нашем краеведческом музее есть зал с экспонатами лагерей ГУЛАГА.Будете у нас зайдите,очень интересно и познавательно.
p.oleg
Цитата
. Лошадь с санями бежит 15 -20 км./ час и так она может неспеша семенить сутки на пролёт по льду реки. Это для измученных беглецов единственный шанс преодолеть такие расстояния, спать в сене в санях, довзти инструменты, а потом, добравшись до места, убить лошадь на еду.

Вы не учли несколько моментов:
1) снежный покров, в среднем по пояс/грудь, лошадь с санями вообще может не пойти по такому снегу, не говоря о 15-20 км/ч
2) наледи
Ну и все таки главный вопрос: чем питаться?


SKON
Цитата(СЕРЁГА-ГОГА @ 5.1.2011, 4:30) *
Уважаемый SKON ещё один аргумент против вашего плана;р Колыма в то время была вообщем то основной артерией по доставке всего необходимого на приска.По берегам было достаточно населённых пунктов,чтобы стать опастной для побега.Да и март это скорей поздняя зима,чем раняя весна.У нас ещё в мае минусовая температура.Я 20 мая перегонял бульдозера через Колыму по льду.Кстати в нашем краеведческом музее есть зал с экспонатами лагерей ГУЛАГА.Будете у нас зайдите,очень интересно и познавательно.



СЕРЁГА-ГОГА, да, Вы правы. Март - это больше для западной России подходит. Март - это у нас последний месяц, когда безопасно функционируют автомобильные переправы через Волгу. Ледоход на наших реках - в 20 числах апреля. В начале апреля лёд на Волге тёмный, мокрый, рассыпчатый. словом опасный.

В случае с Колымой видимо "делать ноги" из лагеря стоило в мае.

//Будете у нас // - уж лучше вы к нам rolleyes.gif .
Но это шутка конечно. Если буду, обязательно посещу музей.
D-imon
Надо родиться чукчей или орочем, якутом, чтоб свободно перемещаться из точки А в точку Б в любое время года. В это я верю
SKON
Цитата(p.oleg @ 5.1.2011, 10:17) *
Вы не учли несколько моментов:
1) снежный покров, в среднем по пояс/грудь, лошадь с санями вообще может не пойти по такому снегу, не говоря о 15-20 км/ч
2) наледи
Ну и все таки главный вопрос: чем питаться?



p.oleg, да Олег, спасибо за поправку. Мысль о глубоком снеге мне приходила в голову. Это беспокоило. Но может ранней весной, когда солнце уже припекает, снег уже становится более плотный?

О "наледях" у меня вообще смутное представление. У нас их не бывает. Я так понял, это когда вода в реках промерзает до дна и вода течёт по верху? Даже не знаю что сказать. А весной, когда снег вокруг уже начинает слегка подтаивать - вода все равно идёт по верху льда?

О питании - судя по карте, данное расстояние на лошади можно преодолеть за 3 дня. Может в тогдашних лагерях, даже при тогдашнем голоде, можно было бы накопить/обменять хоть какую-то еду на 3/4 дня? А по прибытии к устью Ини лошадь можно было убить - и попировать.

СЕРЁГА-ГОГА, ещё я Вам не ответил про населённые пункты на Колыме.
Надеюсь, что "нам" повезло и "наш" лагерь уже находится поближе к безлюдным верховьям Колымы. Кроме того, может встретившиеся пару населённых пунктов можно обойти вокруг по берегу или осторожно пройти мимо глубокой ночью? Хотя учитывая наличие собак в лагерях и часовых на вышках, лучше обходить ночью лагеря далеко вокруг по суше.

Это конечно усложняет "побег". Однако судя по книгам, для человека в лагере может возникнуть такие исключительные ситации и угрозы для жизни, что отчаянный побег - это возможно единственная надежда хоть как то сохранить или продлить свою жизнь.

Цитата(D-imon @ 5.1.2011, 18:41) *
Надо родиться чукчей или орочем, якутом, чтоб свободно перемещаться из точки А в точку Б в любое время года. В это я верю



D-imon, я думал о привлечении исконных жителй этих мест для побега. Они наверняка в лагерях тоже были.
Однако при "нашем" сценарии они почти не нужны.
Якуты были бы полезны при побеге на ЮГ или на ЗАПАД от Колымы. Да и то, при наличие оборудования - нарт, собак или оленей, чума. Если этого нет то - то они не нужны. Тем более при побеге 3-5 дневном побеге на лошади к Охотскому морю.

Есть правда один плюс от наличия якута в компании беглецов. Если они добрались до устья Ини, там за весну лето построили себе парусное судн - коч, и, скажем в сентябре рванули под парусом в море - остаётся риск наткнуться на свой корабль с зэками плывущему по Охотскому морю. Здесь можно было бы поднять японский флаг - тогда Японию очень уважали, и японцы плавали в этих местах. Однако русские "рожи" на судне под японским флагом вызвали бы подозрение у вохры на корабле. А вот при наличие якута, русские могли бы спрятаться, а на палубе остался бы якут с японским флагом - это может быть "прокатило" бы.
p.oleg
SKON
Если так сильно заинтересовал этот вопрос, рекомендую прочитать о экспедициях Билибина (Охотское побережье-центральная Колыма) и Обручева (Якутия-устье Колымы). Многие вопросы о условиях, погоде и скорости передвижения сразу прояснятся. Про билибинскую незнаю, а описание Обручевской экспедиции в Сети есть точно.
УАЗ
Цитата(D-imon @ 5.1.2011, 18:41) *
Надо родиться чукчей или орочем, якутом, чтоб свободно перемещаться из точки А в точку Б в любое время года. В это я верю


Это точно! Я по национальности якут...вот 100 раз свободно добрался до Москвы и Пензы и здесь свободно перемещаюсь - за японца никто не принимает(интервью берут-но правда ниже пояса, как в анекдоте про медведя-деушки с пухлыми губками похожие на ариек не за дорого) bullshit.gif


D-imon
Сам наблюдал на Чукотке картину, как человек пешком шел с Якутска в Певек. Было 52 на улице, он собирался спать закапываться. Для меня это ужас дикий был.
Через полгода его встретили, идущего обратно.
При виде таких морозов, а еще и метелей с морозом за 40, начинаешь осознавать настоящий север
SKON
Цитата(p.oleg @ 5.1.2011, 19:36) *
SKON
Если так сильно заинтересовал этот вопрос, рекомендую прочитать о экспедициях Билибина (Охотское побережье-центральная Колыма) и Обручева (Якутия-устье Колымы). Многие вопросы о условиях, погоде и скорости передвижения сразу прояснятся. Про билибинскую незнаю, а описание Обручевской экспедиции в Сети есть точно.



p.oleg, спасибо. Сейчас посмотрю в интернете. На самом деле интересно.
buhgalter
Цитата(SKON @ 3.1.2011, 23:06) *
А далее, как это делали русские землепроходцы вышедшие впервые к Охотскому морю, сделать судно, способное плыть по Охотскому морю (землепроходцы делали "коч" и плыли на нём и на Камчатку и до Аляски). Поставить парус и брезента (я тоже предлагал его изначально взять) - и в конце лета, тёмной ночью сплавиться по лиману в конце Ини, во время прилива, и вперёд - на Курилы (территория тогдашней Японии), на южный Сахалин (тоже тогдашняя Япония) или ещё луше, но опаснее - на Алеутские острова США.


А вы смогли бы построить судно в одиночку (ну пусть даже и не в одиночку), на котором можно доплыть до сахалина или курилл? Максимум плот может быть соорудили бы. Да и как бы вас встретили в японии или штатах? Что бы вы там делали?
Бежать с колымы невозможно- летом комары сожрут (а комары это хуже медведей- от них не убежишь) а зимой замерзнишь (если учесть, какая одежда была у зеков).
SKON
Цитата(D-imon @ 5.1.2011, 20:07) *
Сам наблюдал на Чукотке картину, как человек пешком шел с Якутска в Певек. Было 52 на улице, он собирался спать закапываться. Для меня это ужас дикий был.
Через полгода его встретили, идущего обратно.
При виде таких морозов, а еще и метелей с морозом за 40, начинаешь осознавать настоящий север



D-imon, для европейца побег в таких зимних условиях - смерти подобен. Разве что он профессионально подготовлен к этому - геолог, охотник и т.д.

Зима, как и лето, не годятся для побега. Лето даёт иллюзию более лёгких условий побега, но это только на первый взгляд.

На мой взгляд надо было бежать на грани зима/лето. Зима кончилась, морозов нет, но лёт ещё стоит, и происходят редкие последние запоздалые метели. Только так - используя лёд рек, как дорогу, а лошадь, как транспорт - можно преодолеть быстро, физически приелемо для ослабленных зэков, огромные расстояния. Во всяком случае добрать до Охотского моря по уникальному природному корридору: в верховья Колымы - с верховий р. Иня. К тому же местность пустынная, а река рыбная (для летней жизни в таёжной избушке). А конце Ини имеет уникальный длинный лиман уходящий далеко в сушу, что позволит потом в прилив уйти по относительному мелководью в море прямо из отдалённой тайги.

Т.е. удачно складываются множество факторов, и существовала теоретическая возможность для побега. Конечно, побегу могло помешать сотни неожиданностей, но существовали и некоторые шансы на успех. Судя по порядкам, которые существовали тогда в лагерях - была суперсильная мотивация для побега.

Может, когда-нибудь кто-нибудь снимет фильм, боевик-триллер о таком захватывающем побеге из Магадана. Типа "Полуночного экспресса", который сняли по мотивам бегства американца из турецкой тюрьмы. есть ещё один фильм, как англичанин сидел тогда в лагерях на Колыме - но у него побег тоже был неудачный.
Думаю, что не мне одному приходят такие мысли тогдашних колымских побегах. Поисковики будут приводить людей хотя бы на этот форум.
buhgalter
и еще вопрос к SKON- что вы понимаете под побегом из лагеря? Лагерей было много по области- и в нескольких сотнях км от магадана и в 35-40 (на том же уптаре). Так что не все так просто. 
SKON
Цитата(buhgalter @ 5.1.2011, 21:06) *
А вы смогли бы построить судно в одиночку (ну пусть даже и не в одиночку), на котором можно доплыть до сахалина или курилл? Максимум плот может быть соорудили бы. Да и как бы вас встретили в японии или штатах? Что бы вы там делали?
Бежать с колымы невозможно- летом комары сожрут (а комары это хуже медведей- от них не убежишь) а зимой замерзнишь (если учесть, какая одежда была у зеков).



buhgalter, одиночный побег я полностю исключаю. Одиночные побеги возможны лишь на иных принципах - используя поддельные документы и нормальные средства передвижения.

Я имею же в виду, только групповой побег -3-4 человека. И именно не путём поддельных документов, а по природе. Причина? Чтобы не шарахаться от каждого встречного милиционера, и каждую минуту бояться, что тебя кто-то узнает, или раскусит твои липовые документы. Да и бежать тогда в свою страну - смысла большого не было. Страна тогда была тоже большим лагерем. Только за границу! И георафия Магадана хоть в этом хоть какой-то плюс.

По сезон для побега я уже много раз говорил - только ранняя весна, перед ледоходом. Все другие сезоные не подходит, по факторам, которые здесь указали и Вы, и другие форумчане.

//А вы смогли бы построить судно в одиночку (ну пусть даже и не в одиночку), на котором можно доплыть до сахалина или курилл? Максимум плот может быть соорудили бы.//

buhgalter, плот для студённого моря не годится. Абсолютно.
Плюс в тогдашней ситуации в Колымских лагерях в том - что тогда там сидело множество профессионалов во всех областях знания. Найти и воодушевить на побег нужных специалистов более чем было возможно. Для побега под данный конкретный побег подошли бы инженеры-караблестроители, яхтсмены, моряки, просто плотники и столяры, лодочники, рыбаки.
Не подошли бы для побега не только плоты, но даже и лодки - для моря они не годятся - нужна обязательно перекрытая палуба, днужен парус, чтобы не грести, нужен киль у судна, чтобы плыть под парусом галсами.

Поэтому плыть через море, типа Охотского, можно было бы только на судах аналогичных кочам русских землепроходцев. Эти суда были достаточно примитивны по конструкции (что для беглецов очень важно), часто делались вообще без гвоздей, и были оптимальны по размерам для 4 человек - не большие, не маленькие.

Судя по лоции Охотсокго моря. Ветра и течения Охотского моря будут летом против беглецов. и то и другое - с юга на север. Т.е. и лодку и плот (что вообще неприемлемо для холодного моря) будет сносить к Магадану. Этого менбше всего нужно беглецам.

Поэтому беглецам за остаток весны и лето надо было построить в тайге коч, и в сентябре (ветры меняются на северные) плыть по ветру к Курилам (Южный Сахалин опасен интенсивным гулаговским судоходством).

//Да и как бы вас встретили в японии или штатах? Что бы вы там делали?//

Япония - менее предпочтительный вариант. Но это все равно лучше тогдашнего СССР. Япония беглых советских жителй не выдавала. Жила же в Харбине (тогда под властью Японии) обширная русская община.

США (через Алеутские острова) дала бы молодым беглецам шанс на спокойную жизнь до конца своих дней в данный исторический период. Встретили бы там нормально. Американцы таких беглецов не выдавали СССР. А работу бы молодые мужики все равно бы нашли.
SKON
Цитата(buhgalter @ 5.1.2011, 21:28) *
и еще вопрос к SKON- что вы понимаете под побегом из лагеря? Лагерей было много по области- и в нескольких сотнях км от магадана и в 35-40 (на том же уптаре). Так что не все так просто.



buhgalter, судя по многочисленным книгам всех авторов о Колымских лагерях - каждое лето люди бежали сотнями по всей Колыме. Бежали в тайгу. Пешком далеко не уйдёшь. Способ на лошади (с санями позволил бы использовать лёд Коымы, как дорогу и преодолеть очень большие расстояния (до Охотского моря).

Да лагерей было большое количество, и если лагерь стоял "неудачно", то побег был бы наверное невозможен. В этом Вы правы.
Здесь нужна немного удача - чтобы лагерь стоял на самой реке Колыма, и чем ближе к верховьям реки - тем лучше.

Кстати, были зафиксированы побеги по Колыме ВНИЗ по реке. Смысл бы следующий - сплавиться по реке до устья, а там не так далеко до американской Аляски. Вдоль берега с безлюдной тундрой потихоньку-помаленьку добплыть до Аляски. Чем это заканчивалось? Тем, что беглецы довольно благополучно сплавлялись до устья Колымы, а дальше? Дальше была трагедия - в море стояли сплошные ледяные поля...
buhgalter
Так и я про то же и говорю- чтобы построить судно, да еще с килем и палубой в полевых условиях, без специальных инструментов на берегу моря или колымы (если еще до него доберешься) да еще из лиственницы, это просто нереально. Да и как без морских карт плыть- по солнцу что ли? 
Вот вы говорите что бежать ранней весной- у нас ранней весной в материковой части области бывает -30 днем и ниже. В начале мая дубак еще. Не помню, когда колыма освобождается ото льда, но явно не в апреле-). И снега в лесу еще много до начала мая- замучаешься идти по мокрому снегу.
Слишком много условий и препятствий, по которым побег из лагеря, который допусти
м находится от магадана в 500 км (да хоть и 100), просто невозможен. 
СЕРЁГА-ГОГА
SKON  фотки старые 1988г это остатки лагерей Бутыгычаг и Вакханка
SKON
Цитата(СЕРЁГА-ГОГА @ 6.1.2011, 5:54) *
SKON фотки старые 1988г это остатки лагерей Бутыгычаг и Вакханка



О-о, спасибо СЕРЁГА-ГОГА. Особенно карта мне понравилась. И остальные фотки тоже интересные.
Кстати на карте указаны и "детские лагеря"! Блин, я не знал, что они и детей сюда везли, сволочи. Детей то за что...
Я не слышал об этом раньше. Какой прок от детей-заключённых был на Колыме...
По карте не совсем понятно, где протекает Колыма - какие колонии находятся ближе к верховьям, и соотвественно с которых легче было бы "делать ноги". Попробую эту карту соотнести с обычной картой.

СЕРЁГА-ГОГА, на фотках леса не видно. Я и раньше читал, что в Магаданской области лесов больно то нет - так редколесье. Климат для произрастания нормального леса, видимо, слишком суровый. А интересно - где тайга начинается - насколько далеко к югу? Скажем, та же река Иня (на которой я "подвинулся" rolleyes.gif ) - там тайга уже есть или ещё нет? Верховья Колымы - лесистые? Как думаете?
SKON
Цитата(buhgalter @ 5.1.2011, 22:04) *
Так и я про то же и говорю- чтобы построить судно, да еще с килем и палубой в полевых условиях, без специальных инструментов на берегу моря или колымы (если еще до него доберешься) да еще из лиственницы, это просто нереально.



buhgalter, русские землепроходцы как-то строили такие суда выйдя из тайги. Имея топоры и пилы (а также гвозди) можно было умелым людям сделать за лето. Кочи порой строили вообще без гвоздей.

//Да и как без морских карт плыть- по солнцу что ли? //

Не все же природные факторы были против заключённых - были и некоторое факторы "за".
В частности Охотское море практически замкнуто со всех сторон. Если плыть на юго-запад (юг виден по солнцу, без компаса), то судно все равно уткнётся в длиную цепь Курильских островов. Расстояние между островами такое, что проскользнуть между ними , не заметив один из островов, невозможно.

//Вот вы говорите что бежать ранней весной- у нас ранней весной в материковой части области бывает -30 днем и ниже. В начале мая дубак еще. Не помню, когда колыма освобождается ото льда, но явно не в апреле-). //

Речь не о конкретной дате ледохода - она в разных регионах различна. Для беглецов важно было бы определённое состояние погоды - за две-три недели до ледохода. Уже греет солце, даже чуть стаил снег, но лёд пока ещё стоит прочный. Не важно какая это дата для ваших краёв - все равно такое состояние природы рано или поздно бывает.

//И снега в лесу еще много до начала мая- замучаешься идти по мокрому снегу.//

Глубокий снег мння больше всего "беспокоит". Если лошадь идти будет не способна - побег невозможен. Идти пешком такие расстояния, для слабых лагерников, с инструментами исключено. Тем более лошадь - это и последующий запас мяса, чтобы откормиться и окрепнуть.

Общий принцип такой: если на Колыму можно было попасть только по морю - то и отправиться с Колымы можно было только по морю. Если по Колымскому краю можно было передвигаться лишь на транспорте (автомобиле, лошади) то и для зеков можно было передвигаться только на лошади (автомобили исключались - они двигались исключительно по контролируемым дорогам).

Если мысленно поставить себя в те условия - я бы скорее не пошёл бы в бега. Но ведь часто были в лагерях такие условия - что бежать - это означало просто остаться жить. скажем от угроз и опсасности для жизни со стороны урок. В этих условиях все бы побежали, включая и вас.
Правда "мой" сценарий исключает спонтанный побег и требует предварительной подготовки к побегу - накопление инструментов, хоть какой-то еды, ожидание определённого сезона, наличия возможности для похищения лошади с санями (и сеном).

Цитата(СЕРЁГА-ГОГА @ 6.1.2011, 5:54) *
SKON фотки старые 1988г это остатки лагерей Бутыгычаг и Вакханка


СЕРЁГА-ГОГА, пардон, разглядел на карте саму реку Колыму. Да, абсолютное большинство лагерей расположено неудобно для побега - слишком к северу, да и далеко не все расположены на реке.
Т.е. для побега потребовалось стечение благоприятных обстоятельств, и в том числе, находиться в лагере, который находится поблизости к верховьям Колымы.
buhgalter
Цитата(SKON @ 6.1.2011, 6:16) *
Если по Колымскому краю можно было передвигаться лишь на транспорте (автомобиле, лошади) то и для зеков можно было передвигаться только на лошади (автомобили исключались - они двигались исключительно по контролируемым дорогам).


Вы наверное думаете что у нас тут дорог так много, как на материке, в ЦРС. НУ представьте, сбегут зеки с лошадью. И как они будут добираться допустим 150 км до Колымы или Магадана? По дороге не пойдешь, поймают ( а она, дорога, в области одна- здесь не так как в ЦРС, тут нет СЕТИ дорог. Есть несколько ответвлений в районы области и все. Только в магаданской области наверное можно выехать из областного центра (магадана) и встретить знакомых на трассе за 500 км от города, едущих на встречу. У нас тут самая длинная улица мира наверное- улица Ленина. Как выезжаешь от телевышки в Магадане так и до Якутии можно доехать не сворачивая.). По сопкам тоже особо не побегашь, да еще ранней весной. Ваш план мог бы удасться, если бы в области было много дорог, нормальных дорог (у нас до сих пор трасса по области грунтовая, которая по весне в кашу превращается. А уж какая она была в то время я даже не представляю.), по которым можно было бы проехать не боясь встретиться с погоней или еще кем. Вы максимум 10 км на лошади с санями отъехали бы. Люди сидели десятки лет и ничего, выжывали же как то.
tpavel
Цитата(SKON @ 5.1.2011, 21:15) *
....Во всяком случае добрать до Охотского моря по уникальному природному корридору: в верховья Колымы - с верховий р. Иня. ...
Чем же он уникальнее других "коридоров", с выходом по любой другой из многочисленных рек, впадающих в Охотское море? По-моему ничего уникального нет.
SKON
Цитата(buhgalter @ 6.1.2011, 12:15) *
Вы наверное думаете что у нас тут дорог так много, как на материке, в ЦРС. НУ представьте, сбегут зеки с лошадью. И как они будут добираться допустим 150 км до Колымы или Магадана? По дороге не пойдешь, поймают ( а она, дорога, в области одна- здесь не так как в ЦРС, тут нет СЕТИ дорог. Есть несколько ответвлений в районы области и все.



buhgalter, я согласен с Вами. Единственной возможностью было бы наверное, если лагерь стоял на самой Колыме, на одном из её притоков, или максимум километров в 10 от реки. Притом не нижнее, ни даже среднее течение Колымы не подходит - только если зона находилась бы в числе крайних ближе к верховьям реки.

В качестве дороги (во всяком случае основного маршрута) можно рассматривать только лёд реки Колымы. Сами грунтовые дороги я даже не рассматриваю - они максимум, для осторожного маневрирования крюком вокруг других лагерей, если они встретятся на пути.

Вообще проблем было бы много - например глубокий снег - и на реках и на перевале. Наледи, если они бывают по весне. А если люди встретятся по пути - что делать с ними - "валить"? Но "мы" же не "урки", а "политические". Способны ли мы на такое? Оставить их живыми - это подписать себе смертный приговор.

//Люди сидели десятки лет и ничего, выжывали же как то.//

Лично я бы, скорее всего, сидел бы. Тем не менее история Колымского края говорит о чудовищной смертности среди заключённых. Да и побегов было немеренно. Нам не извесны случаи удачных побегов. Но может причина в другом - даже в случае удачного побега об этом никто-бы не узнал. Пресса бы не написала ведь. Об этом мы теоретически можем узнать, если откроются архивы МВД тех времён. Если задерживали беглецов спустя скажем, лет 10, и в европейской части СССР, то значит, собственно, удачные побеги были. Во всяком случае на стадии самого побега. Но бежать в те годы в свою страну - бессмысленно. Что там делать? Сидеть на чердаке своего дома годами и дрожжать. Ведь все соседи стучали друг на друга. Только за границу! И в этом окраинное и морское расположение Магаданской области - хоть какой-то плюс, в этой череде бесконечных минусов.
SKON
Цитата(tpavel @ 6.1.2011, 16:58) *
Чем же он уникальнее других "коридоров", с выходом по любой другой из многочисленных рек, впадающих в Охотское море? По-моему ничего уникального нет.



tpavel, на запад, юг, север и восток бежать с Колымы невозможно. Т.е. получается практически никуда.
Чем уникален данный корридор? Тем что в этом месте верховья Колымы и реки Иня смыкаются.
Колыма - правый приток Колымы река Кулу - озеро Хадды (на Охотском водоразделе) - река Иня.

Есть, конечно и другие реки Охотского бассейна, но к ним с Колымы пришлось бы лезть по глубокому снегу через горные перевалы. Для лошади с санями - это исключённый вариант.

Есть и другой положительный момент - Иня самая глухая река, она находится посередине между Магаданом и Охотском. Там меньше было шансов встретить людей. Там, вроде, имеется уже нормальная тайга, с хорошим строевым лесом. Там имеется много рыбы для кормёжки беглецов, там в устье реки имеется двадцати километровые лиман, которого нет у других рек, и по которому можно было бы сплавиться на морском судне. Сам берег моря исключается для постройки судна - слишком это было бы заметно.
tpavel
Цитата(SKON @ 6.1.2011, 17:19) *
...Чем уникален данный корридор? Тем что в этом месте верховья Колымы и реки Иня смыкаются. Колыма - правый приток Колымы река Кулу - озеро Хадды (на Охотском водоразделе) - река Иня. Есть, конечно и другие реки Охотского бассейна, но к ним с Колымы пришлось бы лезть по глубокому снегу через горные перевалы. Для лошади с санями - это исключённый вариант.

Так уверенно рассуждаете, как будто это мы с Казани, а вы колымчанин. rolleyes.gif Но коли такое рвение к изучению нашего края присутствует, то посмотрите на карты. Перевал с Бахапчи на Армань, с Малтана на Яму, например - широченные долины, никаких "крутых перевалов". Один из описанных побегов, был как раз вдоль реки Армань.
...Думаю, что как раз "лошади и сани" должны были быть исключенным вариантом. Но согласен, тогда и "теорию кочей" в сторону отодвинуть придется. rolleyes.gif

Цитата(SKON @ 6.1.2011, 17:19) *
...Есть и другой положительный момент - Иня самая глухая река, она находится посередине между Магаданом и Охотском. Там меньше было шансов встретить людей. ...

В период активного освоения Дальнего Востока, "глухих рек" не было. Повсюду были фактории, рыбзаводы, геологразведка...
SKON
Имеется два художественных произведения, как, якобы, бежали с Колыма.

В случае с немцем, был реальный случай, который лёгв основу фильма. Однако в последствии оказалось, что немец бежал не с Колымы, а из европейской части СССР.

- «Побег из Гулага». Фильм, правда, уже не советский, и даже не российский, хотя действие его и происходит на российских просторах. "Побег из Гулага" - сделанная немецким режиссером Харди Мартинсом экранизация романа его соотечественника Йозефа Мартина Бауэра. В центре его - судьба немецкого военнопленного, бежавшего из лагеря на Колыме и сумевшего через 14 тысяч километров через Сибирь и Среднюю Азию пробраться к иранской границе.

Этот фильм можно даже скачать в интернете. Однако, повторюсь, увы, в реальности немец бежал не с Колымы.

- "Я - вор в законе. Колыма ты моя, Колыма" Автор: Михаил Серегин
В интернете можно почитать.

Варлам Шаламов в своём рассказе "Зелёный прокурор", целиком посвященным побегам, сделал вывод:
"Бежать с Колымы нельзя. Место для лагерей было выбрано гениально. И все же – власть иллюзии, иллюзии, за которую расплачиваются тяжкими днями карцера, дополнительным сроком, побоями, голодом, а зачастую и смертью, власть иллюзии сильна и здесь, как везде и всегда. Побегов бывает очень много. Едва лишь ногти лиственниц покроются изумрудом – беглецы идут..."



Тем не менее, он там всё же вспомнил и подробно описал случай единственного известного успешного побега с Колымы - инженера-химика Павла Михайловича Кривошея.

Варлам Шаламов
"Зелёный прокурор"
http://shalamov.ru/library/1/22.html

Цитата(tpavel @ 6.1.2011, 19:10) *
Так уверенно рассуждаете, как будто это мы с Казани, а вы колымчанин. rolleyes.gif


Интернет -великая вещь! rolleyes.gif

//Но коли такое рвение к изучению нашего края присутствует, то посмотрите на карты. Перевал с Бахапчи на Армань, с Малтана на Яму, например - широченные долины, никаких "крутых перевалов". Один из описанных побегов, был как раз вдоль реки Армань.//

Хм, щас посмотрю.

//...Думаю, что как раз "лошади и сани" должны были быть исключенным вариантом. Но согласен, тогда и "теорию кочей" в сторону отодвинуть придется. rolleyes.gif //

tpavel, по вашему сценарию бежать потом некуда.
Без лошадей не реально покрыть быстро и относительно безопасно большие расстояния даже для здоровых людей, а для ослабленных зэков тем более. И потом лошадь - это и еда.

Смешной эпизод. rolleyes.gif
_____________________

"Меня и цыган судили за побег в один день. На вопрос судьи, куда они бежали, один из них отвечал: «На волю, брат, на волю!» Судья улыбался: они собирались бежать в сторону Якутии, чтобы выйти на Читу, но сбились с пути и пробирались к Магадану. В то время от Магадана до поселка Палатка была узкоколейная железная дорога. Увидев ее, один из беглецов воскликнул: «Смотри, брат, дорога! Скоро и Чита будет». Рядом с железнодорожной насыпью! находился оперпост. Цыгане обрадовались: «А вот и билетная касса!» Там их и арестовали.
Мне трудно описать, что происходило в зале суда, но на моей памяти это был единственный суд, где смеялись все – судья, прокуpop, конвоиры и даже те, кому было положено получить по статье 58–14 по 25 лет…"

Вадим Туманов.
"Всё потерять – и вновь начать с мечты…"
http://bookz.ru/authors/vadim-tumanov/vse-...e-pote_929.html


.


D-imon
Цитата(SKON @ 6.1.2011, 19:43) *
Имеется два художественных произведения, как, якобы, бежали с Колыма.
- «Побег из Гулага». Фильм, правда, уже не советский, и даже не российский, хотя действие его и происходит на российских просторах. "Побег из Гулага" - сделанная немецким режиссером Харди Мартинсом экранизация романа его соотечественника Йозефа Мартина Бауэра. В центре его - судьба немецкого военнопленного, бежавшего из лагеря на Колыме и сумевшего через 14 тысяч километров через Сибирь и Среднюю Азию пробраться к иранской границе.

Фильм-сказка

ИМХО


Сам на Чукотке был не раз. И еще повторюсь. Если ты не кореной житель - не выживешь. Там зимы - морозы полтинник бывают и ветра сильные. например, 2 дня назад было штормовое  -морозь за 40 и ураганный ветер. А кушать, а тысячи км без населенных пунктов?

Посмотрите в теме НЕПОГОДА, там числа 26 декабря выкладывал ролики с метелью - и это было -4 всего (недалеко от Магадана).
SKON
Цитата(D-imon @ 5.1.2011, 18:41) *
Надо родиться чукчей или орочем, якутом, чтоб свободно перемещаться из точки А в точку Б в любое время года. В это я верю



Вот цитата насчёт отношений "аборигенов" и лагерников.

"...Мне импонировала их (воров) бесшабашность и постоянное сопротивление лагерным властям. Письма из лагеря в лагерь они подписывали неизменно: «С воровским приветом» и гордились, если умирали, по их понятиям, достойно, имея право сказать: «Я умираю как вор!»

С другой стороны, наказывая кого-то за подлость, воры изобретательны на отмщение и не знают жалости. В колымских лесах кочующие по тайге аборигены иногда ловили беглых лагерников, отрубали им руки, приносили начальству райцентра, получая за это порох и дробь. Вор Леха Карел бежал, прихватив с собою аммонит, и взорвал целый поселок оленеводов. Леху поймали, дали 25 лет (расстрелов тогда не было), но с тех пор уцелевшие в районе аборигены стали избегать беглых лагерников."

Вадим Туманов "Всё потерять - и вновь начать с мечты"
http://bookz.ru/authors/vadim-tumanov/vse-...e-pote_929.html
magadanec
Будучи помоложе, был на Солнечном озере, может кто был помнит там жил дедок. У него даже шампанское самодельное было из голубики. Как туда попал не говорил, одно было понятно из его рассказов, как привезли так и живет.
К чему я это говорю, если бежать, то не на материк, а жить на колыме, может и трудно но СВОБОДНЫМ.
tpavel
У дедка, на самом деле, снабжение нормальное было. Далеко не "отшельник". rolleyes.gif
SKON
Цитата(magadanec @ 9.1.2011, 16:30) *
Будучи помоложе, был на Солнечном озере, может кто был помнит там жил дедок. У него даже шампанское самодельное было из голубики. Как туда попал не говорил, одно было понятно из его рассказов, как привезли так и живет.
К чему я это говорю, если бежать, то не на материк, а жить на колыме, может и трудно но СВОБОДНЫМ.


У всех писателей про Колымы, есть неисчислимое количество примеров про именно таких побегов - просто из Лагеря, чтобы остаться на Колыме. Это было массовым явлением. Как не странно в этих случаях даже проблем с едой не было - они грабили, медленно идущие на перевалах, грузовики с продовольствием. Сзади запрыгивали в кузов - сбрасывали мешок како-нибудь крупы, мешок сахара - и всё. Жить можно.
Однако так бежали, в основном, по весне и до осени. Чтобы откормиться и не загнуться на работах. Осенью возвращались в лагеря. За это наказывали, но до 1937г., срок за побег не набавляли. Потом тоже бежали, кому по 25 лет срока было. Им тоже выше не набавляли, а расстрелов тоже пока не было.

Был случай, когда два лагерняка побежали с местным жителем, камчадалом. Он предложил лагернякам бежать в более близкую Америку, но те предпочли бежать на "материк". Поэтому и попались. Я природными трудностями у них получалось бороться, но их сдали тунгусы.
SKON
"..... Редко кому из беглецов удается выйти к Охотскому морю. А Самоха рванул из лагеря Большевик и через месяц спустился к побережью. В порту Охотска ночью удалось проникнуть на пароход и спрятаться в трюме. На следующий день, оставаясь в трюме, слыша гул паровых турбинных установок и удары забортной волны, он уже поверил в удачу. И придумывал, как такой же ночью незаметно сойдет на владивостокский причал. Но шедшему под балластом пароходу, преодолевшему половину пути, изменяют маршрут: надо идти за грузом в Магадан.
В Магадане беглеца обнаруживают, дают 25 лет и этапом направляют на Широкий. Самоха не унывает:
– Морским воздухом подышал, как на курорте!"


Вадим Туманов
"Всё потерять – и вновь начать с мечты…. "
http://bookz.ru/authors/vadim-tumanov/vse-...e-pote_929.html
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.