Цитата
23.3.2010, 08:30 мск — Магаданская область 16:30 — Актуальный комментарий
Вопрос о существовании в Магаданской области Особой экономической зоны остается открытым
Владимир Пехтин: на заключение в правительство направлен доработанный проект закона об ОЭЗ в Магаданской области
МАГАДАН, 23 марта, Север ДВ. Государственная Дума Российской Федерации сняла с рассмотрения Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Как пояснили депутаты, закон отклонен в связи с отклонением его Президентом Российской Федерации. За снятие законопроекта с рассмотрения проголосовал 361 депутат. Такая информация размещена на официальном сайте Госдумы - www.duma.gov.ru.
Законом предлагалось увеличить границы Особой экономической зоны с территории муниципального образования "город Магадан" до территории всей Магаданской области. Это позволило бы увеличить количество участников ОЭЗ, а также привлечь в регион дополнительные инвестиции.
Стоит отметить, что у данного законопроекта достаточно богатая история. На рассмотрение Госдумы он был внесен по инициативе субъектов права законодательной инициативы - депутатов Госдумы Владимира ПЕХТИНА, Станислава ЕЛИСЕЙКИНА и члена Совета Федерации от Магаданской области Владимира КУЛАКОВА в 2007 году.
09.02.2007 законопроект был принят Государственной Думой. Затем 21.02.2007 отклонен Советом Федерации с предложением о создании согласительной комиссии. 07.03.2007 Госдума приняла постановление о создании согласительной комиссии и после ее заседания закон 21.03.2007 был принят Госдумой в редакции согласительной комиссии, а затем 30.03.2007 одобрен Советом Федерации. Но вступить в силу Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не позволил Президент РФ, который 12.04.2007 года отклонил его.
Три года, отклоненный президентом Федеральный закон, все еще находился на рассмотрении Госдумы. Но 10 марта 2010 года Дума окончательно сняла его с дальнейшего рассмотрения. Для Магаданской области такое решение Президента и Госдумы означает лишь то, что с 2014 года режим Особой экономической зоны в Магаданской области может прекратить свое действие.
Отметим, что особый правовой режим хозяйственной деятельности, включающий в себя особый (льготный) порядок уплаты налогов в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ) действует на территории Магаданской области с 1999 года. По закону "Об особой экономической зоне в Магаданской области", который действует сейчас, режим свободной зоны в области будет действовать до 2014 года.
По мнению руководителя администрации особой экономической зоны в Магаданской области Сергея ГРЕБЕНЮКА за 10 лет существования ОЭЗ все жители региона ощутили ее положительное действие. Так, например, благодаря льготному налоговому режиму, многие местные предприятия в экономически сложные 90-е годы смогли получить дополнительные финансовые средства для приобретения оборудования, увеличив тем самым свою капитализацию.
Кроме того, участники ОЭЗ стали выходить на внешний рынок, в частности крупные горнодобывающие предприятия области стали завозить импортную тяжелую технику, что в определенной степени повлияло и на уровень золотодобычи.
Средства внебюджетного фонда ОЭЗ направлялись и направляются на наиболее важные сферы: строительство, развитие топливно-энергетического комплекса, здравоохранение, образование и многое другое. "Всего за период действия зоны территорией получено федеральных освобождений на сумму порядка 12 млрд. руб., из которых 4,3 млрд. руб. поступило во внебюджетный фонд - это серьезные деньги и самое главное, что они были потрачены на развитие области", - отметил Сергей Гребенюк.
Сегодня участниками Особой экономической зоны Магаданской области являются 265 предприятий. В 2009 году общая сумма платежей участников ОЭЗ во внебюджетный фонд социально-экономического развития Магаданской области в условиях действия Особой экономической зоны составила 420 млн. руб. Эти средства используются для поддержки социальной сферы и топливно-энергетического комплекса Магаданской области, а также для инвестирования в производственные фонды предприятий. Деньги выдаются в кредит под процент в 1/3 ставки рефинансирования. Так, кредиты получили Магаданский механический завод, Магаданский морской торговый порт, ООО "Агат" и другие предприятия. По словам Сергея Гребенюка, деньги ОЭЗ выделяются только тем отраслям и предприятиям, в развитии которых заинтересована Магаданская область.
По словам заместителя губернатора Магаданской области Николая КАРПЕНКО, в 2010-м на нужды Магаданской области из бюджета ОЭЗ планируется потратить 230 млн. рублей. Средства собираются пустить на развитие инвестиционных проектов и улучшение социальной сферы.
Однако в Правительстве неоднократно поднимался вопрос об изменении схемы работы экономических зон. Более того, не все посчитали работу Особой Экономической зоны в Магаданской области эффективной.
Как уже ранее сообщало РИА Север ДВ, с 14 сентября по 24 октября 2009 года в администрации Магаданской области работала комиссия аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДВФО с участием контрольного управления Президента. Она проверяла соответствие деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Магаданской области требованиям федерального законодательства и решениям Президента Российской Федерации.
Тогда рабочая группа комиссии, проверявшая экономический блок, разделила мнение региональной власти о несовершенстве законодательства об Особой Экономической зоне. Так, например, в результате внесённых в 2007 году в ФЗ изменений, ограничивающих объём предоставляемых налоговых льгот, число участников ОЭЗ сократилось с 329 до 204.
А в конце ноября 2009 года Счетная палата РФ признала создание особой экономической зоны в Магаданской области неэффективным. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея СТЕПАШИНА рассмотрела итоги проверки эффективности результатов деятельности особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей с учетом использования таможенных и налоговых льгот.
Проверка администрации ОЭЗ в Магаданской области показала, что основные цели создания ОЭЗ, такие как: развитие производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области, не достигнуты. В 2006-2008 годах объем произведенной продукции промышленных предприятий составил 68,84 млрд. руб., убыточными являлись 42,3% предприятий.
Вместе с тем Счетная палата признала, что невысокая эффективность функционирования ОЭЗ обусловлены географическим положением региона, его слабой инвестиционной привлекательностью и в значительной степени принятием ряда нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения в применении налоговых льгот, что привело к необходимости для участников ОЭЗ доказывать право на получение льгот в судебном порядке. В связи с этим, только в период с 2003 по 2004 год 121 организация области отказалась от права на использование льгот, предоставляемых особым правовым режимом ОЭЗ.
Коллегия тогда решила направить информационные письма в Администрацию Президента России и Правительство России. Обращение было направлено в Следственный комитет при Генпрокуратуре России, отчет о результатах проверки - в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Получается, что с одной стороны ОЭЗ в Магаданской области позволяет региону за счет получаемых федеральных освобождений решать определенные стратегические задачи, но с другой стороны делается это не эффективно. Причем такая неэффективность в чем-то обусловлена именно несовершенством нормативно-правового регулирования. Почему же тогда Госдума окончательно сняла с рассмотрения Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области...", который предлагал улучшить работу ОЭЗ? На этот вопрос корр. РИА Север ДВ попросил ответить одного из инициаторов внесения закона в Госдуму, первого заместителя председателя фракции Всероссийской политической партии "Единая Россия" в Государственной Думе Федерального Собрания РФ Владимира Пехтина.
- Отклоненный закон был снят с рассмотрения Государственной Думы, поскольку подготовлена новая редакция закона. Сейчас такой документ, доработанный с учетом всех замечаний, направлен на заключение в правительство, согласно ст. 104 Конституции РФ, - пояснил Владимир Пехтин. - Законопроект разработан с учетом накопленного опыта функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области и в целях создания условий устойчивого экономического развития региона для решения тех задач, которые ставит Президент и руководство страны. Законопроект предусматривает ряд нововведений. Так, предлагается распространить действие правового режима особой экономической зоны на всю территорию Магаданской области, так как в настоящее время этот режим действует только в городе Магадане. Получается, что только часть населения имеет возможность пользоваться льготами, что создает социальное напряжение и не способствует динамичному развитию экономики области. Новый законопроект призван урегулировать эту ситуацию.
Кроме того, по мнению Владимира Пехтина, принятие законопроекта позволит увеличить прирост ВВП и платежей в бюджеты всех уровней, значительно снизить высокую транспортную и энергетическую составляющую в стоимости товаров, производимых в Магаданской области, привлечь дополнительные инвестиции.
- Таким образом, мы сможем обеспечить соответствующий уровень жизни для колымчан и снизить отток трудоспособного населения, что особенно важно, учитывая огромный потенциал недр региона и близость к странам АТР. Также действие режима особой экономической зоны будет продлено до 2020 года (сейчас действует до 2014 года). Мы рассчитываем, что законопроект будет внесен на рассмотрение Государственной Думы уже в этом году, - отметил депутат.
Возможно, что принятие нового Федерального закона "Об особой экономической зоне", о котором упоминал Владимир Пехтин, позволит окончательно урегулировать спорные моменты в деятельности ОЭЗ и в разы повысить ее эффективность. Тем более что расширения границ ОЭЗ на всю территорию Магаданской области регион ждет уже не первый год.
Источник:
http://severdv.ru/news/show/?id=37856&r=16