Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Компьютеризации магаданских школ осталось жить 4 месяца
Магаданский автофорум М49 > Общий форум > Гараж > Пекло
luisfigo
Несколько лет назад во все российские школы был по федеральной программе поставлен пакет программного обеспечения «Первая помощь».
Этот пакет включает в себя дистрибутивы и лицензии на ОС MS Windows (несколько вариантов, включая серверные системы), MS Office, графические пакеты, среды разработки, антивирус, словарь и прочее прикладное ПО.
Всё это позволяло (вкупе с бесплатным ПО) обеспечить практически все задачи обучения.

С 01 января 2011 года действия лицензий на почти весь набор, в том числе на все продукты MS ПРЕКРАЩАЕТСЯ.

Итак, все компьютеры в магаданских школах с боем курантов превращаются в тыкву. На нелицензионное использование ПО в школах директора и ответственные сотрудники уже не решатся. В соответсвии с соглашением жесткие диски придется отформатировать, компьютеры можно будет уносить в подвал, вместе с интерактивными досками и проекторами. Далее изучение информатики и других предметов, где учителя применяют компьютерное оборудование, продолжится в тетрадках. Как в благословенных 80-ых годах.
Поздравляю вас, товарищи!

Надо признать, что не меня одного беспокоит техническое обеспечение школ.

Правительство решило, что больше не будет платить мелкомягким, а вместо того переведет российское среднее образование на свободное ПО.
Называются цифры. В регионах предполагается перевести на такое ПО до 30% школ. На это даже было запланировано выделение нскольких сотен миллионов рублей. Потом, правда, сумму значительно сократили. Об особых успехах пока не слышно.

Несколько регионов, в частности Татария, назначены пилотными в плане перевода на свободное ПО.

Майкрософт сделал свое предложение, обращенное непосредственно к субъектам РФ. Они предлагают продлить существующую лицензию на ОС и офисный пакет (не на другие свои продукты, входящие в «Первую помощь») за сумму в 8 долларов за год за один комп. Письмо было направлено в регионы в конце 2009 года. Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Министерство образования оперативно отреагировало на надвигающуюся угрозу. И уже в июле 2010 направило свое письмо в регионы с предложением выкручиваться самим.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Не далее как вчера в одной из наших школ состоялся разговор с заместителем министра образования. На прямой вопрос о том, что делать в данной критической ситуации, он ничего вразумительного ответить не смог.

Также был разработан и с мая начал поступать в регионы пакет «Первая помощь 2.0», содержащий то самое свободное ПО, которым предполагается заменить проприетарные программы.

Это несколько дистрибутивов линукса отечественной сборки.

Гугление показало, что качеством с дистрибутивов дело обстоит очень уныло. Несовместимости, отсутствие драйверов на простейшую периферию, глюки.

Итак, что делать теперь в оставшиеся 4 месяца? Школам остается два варианта. Первый — переход на линукс и бесплатное ПО.
Мой вывод — это абсолютно нереально.
Причины:
— низкая компьютерная грамотность учителей,
— никакого обучения учителей не ведется,
— отсутствие необходимого ПО для решения ряда важных задач,
— необходимость в каждой школе иметь грамотных администраторов, которых нет,
— низкое качество ПО под линукс вообще,
— будут потеряны наработки нескольких лет.

Задача перевода всей техники школ на другую платформу сейчас невыполнима.
А стоимость владения решениями на основе линукс, если переходить на нее грамотно и по правилам, превысит решения на виндовс в разы.

Второй вариант — областное управление образования должно за счет местного бюджета оплатить продление лицензии на продукты MS для всех школ области. Насколько мне известно, работа в этом направлении не ведется. А по уму, она уже должна быть завершена.

Это, кстати, не решит всех проблем. Придется убирать файнридеры, касперского и т.п. и заменять бесплатными аналогами. Или оплачивать за счет родителей каждой конкретной школы.

Но прекращение использования Windows в качестве базовой ОС для комплекса вычислительной техники школ приведет к моментальному коллапсу. Через 4 месяца.

Кто знает о проблеме больше?
Как обстоят дела в школах, где учатся ваши дети?
Зайдите к директору, спросите, как будет преподаваться информатика в третьей четверти.
Авто-кто
И ведь таки выключат и унесут в подсобки...
Ещё живо в памяти судебное глумление над директором школы (где-то в ЦРС)

А по 250 рублей за комп вообще не судьба изыскать? В бюджетах порыться если.
Наверное родители опять понесут.
hightway
Я как всегда в шоке с наших властей... За то по телевизору мы мега партия и мега правительство, строящее мега-дороги, которые подлежат кап. ремонту следующим же летом (та же дорога пере 23 км вся потрескавшаяся)... Простите за оффтоп конечно, просто детей учащихся в школе пока нет...
Санька
"весёлая" у нас страна...
luisfigo
по 250 рублей - это только если оптом на весь регион.
Если по одному компу врозь - покупать новые лицензии, это сильно дороже, и продают семерку, которую школьный парк не потянет, как с даунгрейдом до ХР - неясно.
maldyak
Супруга - учитель информатики, в шоке... Куча наработок под Винду (материалы, презентации), под предлагаемым Линуксом это все либо вобще не работает, либо требует доработки руками. Та же ситуация с другими учителями...

Вчера в 17 школе была встреча с зам.министра образования (если не ошибаюсь), одним из преподавателей был задан конкретный вопрос на эту тему на что тот поспешил ретироваться и заявить что это не в его компетенции...

Кроме того само ПО - сырое. Сам смотрел первые присланные экземпляры дистрибутивов, один из них в принципе отказывался устанавливаться....

Низкая компьютерная грамотность учителей - это вобще отдельный вопрос, только-только научили их под запись в тетрадке пользоваться МС Офис-ом и тут на...  Курсы проводятся в ИПК для учителей информатики - смех, сам преподаватель этих курсов отстал от жизни лет на 20, считает что Бейсик до сих пор самый прогрессивный язык программирования....
luisfigo
Цель этого топика - сбор информации по ситуации в школах города и области.
Интересует:
- количество компьютерных классов,
- примерное количество рабочих станций для учебных и для административных целей,
- оценка возможности перехода на СПО по соответствию необходимому ПО, оборудованию, программам и методикам обучения,
- оценка возможности перехода на СПО по текущей квалификации преподавателей,
- наличие ставок системных администраторов и заполнение их.

Если есть контакты людей, способных дать эту инфу, скидывайте, плиз, в личку.

Это послужит обоснованием. Нужно решать вопрос с администрацией и срочно.
Shiko
Цитата(Олег 1 @ 24.8.2010, 9:57) *
... "Бабло побеждает зло" у нас переродилось в "Бабло побеждает!!" И пох на конституцию, законы, мораль, этику и интересы мелочи под ногами в лице граждан(((


Хех ... если бы только данная тема была с проблемой!

Копните глубже ...

Взгляните на любой "пилотный проект" - президентскую программу. Замечательное изобретение (увы/ура не отечественное) для плавного "безболезненного" избавления государственного бюджета от ранее взятых на себя обязательств ... под видом "благодетели"... + ПИАР ...
А федеральный закон Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ с абсолютно с ничего не говорящим для рядового гражданина названием:"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.", - просто "The Best"!!! Нет, им государство не избавилось от обязанностей..., оно просто эти самые обязанности "спихнуло в регионы", у которых просто нет средств, чтобы их полноценно выполнять ...! И пфсё...!
maldyak
Еще что не мало важно, все учебники информатики расчитаны на использования Мелкософта!!! О линуксе там сказано в скользь, для общего ознакомления. То есть, тема урока в соответствии с пунктом учебника например, Работа с MS Office, а в наличии только Open Office... бред.

Я не против перехода на бесплатно ПО, но не такими же методами... Подготовьте материальную, техническую и дидактическую базу, повысте уровень преподавателей или как в песне,  до основания, а за чем?

luisfigo
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/076/07.html
тоже самое в локалке - http://magspace.ru/blog/179287.html
maldyak
Вот статья с новой газеты:

За компьютерные программы для школ государство уже заплатило гигантскую сумму — 2,7 млрд рублей. Теперь придется выложить еще столько же… Или закрыть школы. Зачем в XXI веке школы без компьютеров?

Меньше чем через полгода, 31 декабря 2010-го, у российских школ заканчивается право на использование программного обеспечения (ПО) от компании Microsoft. 

За временную, трехлетнюю лицензию (2008—2010) и обслуживание ПО государство уже заплатило 2,7 млрд рублей. Гигантская сумма была выделена правительством с условием, что за это время школы перейдут на свободное программное обеспечение (СПО) российского производства, которое: а) в разы дешевле; б) отвечает интересам страны в области информационной безопасности. Однако стараниями чиновников, продвигающих приближенные фирмы и (или) лоббирующих интересы международного монополиста, проект перехода на СПО оказался провален. И сейчас ситуация стала настолько серьезной, что в нее был вынужден вмешаться президент Медведев.

…8 июля в Твери прошло заседание Совета по развитию информационного общества в России. Свое выступление президент Медведев начал как раз с вопроса перехода школ на СПО «на базе платформы Linux»: «Я хотел бы узнать, что в этом плане сейчас делается, потому что разные сигналы до меня доходят. Кто-то говорит, что это все живое, однако я слышу и то, что в значительной мере эта работа заглохла, а многие ведомства продолжают покупать разрозненные программы, платят за это большие деньги, и мы несем существенные расходы бюджета». 

Президент потребовал, чтобы министр образования Фурсенко доложил о том, что сделано. Чуть ниже — странный ответ министра и комментарий к нему, а пока небольшая предыстория — каким образом сложилась эта абсурдная ситуация: миллиарды из бюджета расходуются на закупку американского программного обеспечения (при наличии достойной российской альтернативы) и конца этому не видно. 

«Первая помощь», «вторая помощь»…

В 2008—2010 гг. на лицензирование только школьного программного обеспечения в рамках проекта «Первая помощь» было истрачено 2,1 млрд рублей. Плюс еще 600 млн — на «распространение и поддержку» этих лицензионных программ. Эти временные лицензии сейчас используются на 672 тыс школьных компьютеров по всей стране. 

К слову, «временные лицензии» для школ — это тоже ноу-хау: если вы, например, покупаете продукт Microsoft для своего домашнего компьютера, вы его покупаете на всю жизнь, а не «временно». Вопрос, кому выгодно было подписание временного соглашения с Microsoft, оставим для Генеральной прокуратуры и Счетной палаты, но отвечали за поставку ПО в школы Министерство связи и массовых коммуникаций (во главе с тогдашним министром связи Леонидом Рейманом) и Министерство образования (министр Андрей Фурсенко пока на своем месте). 

Тут еще важно понять: многие школьные компьютеры — по оценкам аналитиков, их число доходило до 80% — имели бессрочные лицензии Windows. Даже с учетом громкого дела учителя Поносова, совершенно непонятно, зачем нашим уважаемым министерствам понадобился договор, по которому АБСОЛЮТНО ВСЕ компьютеры в школах России переводятся на трехлетнюю ВРЕМЕННУЮ лицензию? 

А в июле 2009 года власти российских регионов получили письмо за подписью заместителя руководителя Федерального агентства по образованию Вадима Лазутина (№ФАО-9581/15.07.2009 от 15.07.2009), в котором им предложили заложить в бюджет 2011 года затраты на оплату лицензий для школ, так как их срок истекает 31 декабря 2010 года. Об альтернативе в виде СПО в письме не сказано ни слова! Т.е. регионам фактически рекомендовали вновь купить Windows. 

А теперь сопоставьте еще две цифры: только «поддержка и обслуживание» лицензионных продуктов в рамках программы «Первая помощь» за три года обошлись стране в 600 млн рублей, а вся программа по закупке и установке «вечного» СПО была оценена в 180 млн руб. 

Свободное, российское, дешевое… и хорошее

Программу внедрения свободного программного обеспечения запустили три года назад. В соответствии с постановлением правительства №1477-p от 18.10.2007 было решено разработать и внедрить программный продукт на базе СПО, способный заменить дорогостоящие импортные аналоги. Начать эксперимент решили со школ. Через три года, в 2010-м, согласно постановлению, российские школы должны были иметь полноценную возможность выбрать, какое программное обеспечение устанавливать — свободное или, например, Microsoft, Adobe, Corel и т.п. Но с условием — с 1 января 2011 года средства на приобретение этих программ будут выделяться уже не из федерального бюджета, а из региональных. 

Единственной платформой, на которой держится СПО для персональных компьютеров, сегодня является Linux.

За основу школьного пакета свободных программ были взяты программные продукты «Альт Линукс» (ALT LINUX), разрабатываемые одноименной российской фирмой, которая и начала эксперимент по внедрению СПО. Исполнителем проекта выступила компания «Армада». 

В рамках пилотного проекта пакеты СПО были установлены в 1107 школах трех регионов (Пермь, Томск и Республика Татарстан). К этим школам позднее по собственной инициативе присоединились 25 вузов и более тысячи школ из 70 регионов России. «Нам очень помогли региональные власти, — говорит Алексей СМИРНОВ, гендиректор компании «Альт Линукс», — которые понимают, что именно им придется оплачивать дорогостоящие лицензии иностранных поставщиков, если не будет альтернативы». 

По мнению руководителей Министерства образования и науки, пилотный проект был признан успешным, а разработанный пакет СПО достаточным для обеспечения учебного процесса. Многие учителя считают свободные программы более подходящими для обучения школьников. 

Однако опыт пилотного проекта в дальнейшем не был использован. Последующий конкурс на поставку СПО во все школы, устроенный Федеральным агентством по образованию в сентябре 2009 года, неожиданно выиграла фирма «АйТи». Доставку дисков с СПО в школы выполняла компания «ИБС» по поручению того же агентства. Ни «АйТи», ни «ИБС» ранее никогда не выполняли такого рода проекты. Именно поэтому и до, и после конкурса обе компании поочередно обращались в «Армаду» и «Альт Линукс» за помощью. Интересно, что при этом за выполнение работ они предлагали не более 20% от цены контрактов. 

Провал внедрения. Кто кем командовал? 

Уже к концу 2009 года, судя по темпам и способам внедрения СПО в школы, стало ясно, что победитель конкурса никак не уложится в сроки и не выполнит постановление правительства. Так как не имеет ни опыта, ни нормально работающей программы. 

Для анализа сложившейся ситуации с внедрением СПО в декабре 2009 года была создана специальная комиссия из сотрудников Федеральной службы по образованию (ФАО) и ФСБ. 

21 декабря 2009 года комиссия подготовила «Справку о ходе работ по внедрению пакета свободного программного обеспечения в образовательные учреждения России», в которой отметила, что компания «ИБС» дважды отправляла в школы бракованные диски СПО. При этом «ИБС» уверяла, что исправит ситуацию за свой счет. 

Однако согласно данным аналитического исследования, проводимого подведомственным институтом Министерства образования и науки — ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» в июне 2010 года, 47% школ исправных дисков так и не получили. 

Ну, и самое грустное-смешное. На заседании комиссии, проходившем в Федеральном агентстве по образованию в конце 2009 года, руководитель агентства Николай Булаев заявил, что не закроет контракт на поставку СПО в российские школы, так как нарушения госконтрактов очевидны. Но спустя пару дней все работы были приняты. Акты подписал заместитель Булаева — господин Лазутин.

Кто кем командовал? Руководитель заместителем или заместитель — руководителем? И на каких основаниях было принято это решение? Как бы то ни было, но в марте государственный заказчик — Федеральное агентство по образованию было ликвидировано. Концы в воду?

Но хоть агентство и ликвидировали, деньги никто не отменял. Остался на посту и министр образования Андрей Фурсенко. 

Что Фурсенко ответил президенту


Но вернемся к тому, с чего начали. Итак, 8 июля президент Медведев потребовал, чтобы министр образования Фурсенко доложил о ходе выполнения проекта «по внедрению в школах свободного программного обеспечения на базе платформы Linux». 

И хорошо подготовленный Фурсенко ответил: «За счет средств федерального бюджета обеспечены доступ к этому пакету и техническая поддержка. Мы провели обучение, тестирование почти 80 тысяч педагогических и административных педагогических работников. И кроме этого, подготовлено более 7,5 тыс тьюторов, которые обучают учителей на местах. <…> При этом практически в каждой школе, не в каждой, к сожалению, а в 92% образовательных учреждений созданы так называемые опытные зоны по использованию свободного программного обеспечения. Это значит, что как минимум на одном компьютере это обеспечение стоит. Что мы предполагаем делать? В соответствии с планом реализации стратегии развития информационного общества до 2011 года определено увеличение доли образовательных учреждений, использующих разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на половине компьютеров в школе. <…> Для того чтобы это двигалось, мы сохраняем финансовую поддержку расширения свободного программного обеспечения на федеральном уровне (выделено мной. — Ред.). И сохраняем не только в этом году, но и в следующем, с тем чтобы поставить распространение свободного программного обеспечения в равные условия с так называемым стандартным программным обеспечением, я имею в виду «Майкрософт» и другие достаточно распространенные программы».

Тут могли бы зазвучать фанфары, но фанфар не будет, потому что почти все, что ответил министр образования президенту России по проекту внедрения СПО в школы, как бы это помягче… не очень похоже на правду. Вероятно, отчет подведомственного института «Информика» об отсутствии СПО в половине школ, выпущенный за несколько недель до доклада президенту, министр не читал. 

Тьютор на тьюторе едет и тьютором погоняет


В декабре 2009 года на совещании в администрации президента заместителю министра образования В.В. Микушевскому был задан вопрос: «Насколько в российские школах внедрен «Линукс»?» Ответ был следующим: «Это незначительная цифра. Это меньше 10%». А Фурсенко, отчитываясь за проект, завершенный в 2009 году, говорит про 92%! Так кого дурачат? Администрацию президента, министра образования и самого президента? 

В июле 2010 года Фурсенко продолжает твердить про «7500 тьюторов», хотя еще в декабре 2009-го комиссия ФАО-ФСБ выявила, что «Система дополнительного обучения учителей не обеспечена поддержкой тьюторов <…> Предполагаемые в рамках контракта 7500 тьюторов в процессе не участвуют». Согласно госконтракту, в течение трех месяцев учителя информатики всех российских школ должны удаленно (через Интернет) пройти учебный курс и сдать экзамен в райцентре. «Ничего подобного ни по срокам, ни по модели внедрения программ в масштабе страны в мировой практике не известно», — заключает комиссия. В итоге внедрение СПО свелось к «регистрации» компьютеров в централизованной системе технической поддержки. 

Как регистрируют компьютеры, повышая федеральную статистику, в красках рассказал на официальном сайте под названием «Пакет свободного программного обеспечения для образовательных учреждений Российской федерации»* представитель МОУ «Тарногская средняя ОШ» (Вологодская обл.) Павел Рыжков: «Согнали учителей информатики и даже директоров со всех школ района в обнимку с системными блоками. Сейчас под страхом расстрела регистрируем всех на этом сайте. Пусть из-под винды (имеется в виду Windows. — Прим. ред.), пусть с одного компа! Народ в панике». И еще: «Вот вы смеетесь, а кое-где на местах Интернета и вовсе нет, как же тогда регаться? У нас одна учительница из сельской школы ночью через поле до дороги полтора километра тащила на себе системный блок. Мы уж не стали ей объяснять, что тащила она его напрасно — ведь достаточно было позвонить нам и сообщить номер карты…».

«Характер и массовость описанных нарушений могут привести к провалу внедрения СПО в образовательных учреждениях <…> а также к дискредитации идеи постепенного перехода на СПО в целом», — заключает комиссия ФАО-ФСБ.

А что нам остается?

У государства остается два выхода. 

Либо срочно (буквально завтра) утвердить гос. программу развития свободного программного обеспечения в России, принять четкие критерии его внедрения и начать установку проверенного российского СПО. 

Либо еще на три года отправить «богатые» регионы — в сети Microsoft, а учителей из регионов дотационных — на рынки, покупать пиратское ПО. И ждать, пока за ними придут следователи. 

Во втором случае мы получим одновременно и тысячи Поносовых, и полную зависимость страны от программ иностранного монополиста. 

А еще потратим кучу денег на продукт, который правительства многих других стран даже даром не ставят на компьютеры своих школ, больниц и органов власти. Потому что информационная безопасность стоит очень дорого.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.