Несколько лет назад во все российские школы был по федеральной программе поставлен пакет программного обеспечения «Первая помощь».
Этот пакет включает в себя дистрибутивы и лицензии на ОС MS Windows (несколько вариантов, включая серверные системы), MS Office, графические пакеты, среды разработки, антивирус, словарь и прочее прикладное ПО.
Всё это позволяло (вкупе с бесплатным ПО) обеспечить практически все задачи обучения.
С 01 января 2011 года действия лицензий на почти весь набор, в том числе на все продукты MS ПРЕКРАЩАЕТСЯ.
Итак, все компьютеры в магаданских школах с боем курантов превращаются в тыкву. На нелицензионное использование ПО в школах директора и ответственные сотрудники уже не решатся. В соответсвии с соглашением жесткие диски придется отформатировать, компьютеры можно будет уносить в подвал, вместе с интерактивными досками и проекторами. Далее изучение информатики и других предметов, где учителя применяют компьютерное оборудование, продолжится в тетрадках. Как в благословенных 80-ых годах.
Поздравляю вас, товарищи!
Надо признать, что не меня одного беспокоит техническое обеспечение школ.
Правительство решило, что больше не будет платить мелкомягким, а вместо того переведет российское среднее образование на свободное ПО.
Называются цифры. В регионах предполагается перевести на такое ПО до 30% школ. На это даже было запланировано выделение нскольких сотен миллионов рублей. Потом, правда, сумму значительно сократили. Об особых успехах пока не слышно.
Несколько регионов, в частности Татария, назначены пилотными в плане перевода на свободное ПО.
Майкрософт сделал свое предложение, обращенное непосредственно к субъектам РФ. Они предлагают продлить существующую лицензию на ОС и офисный пакет (не на другие свои продукты, входящие в «Первую помощь») за сумму в 8 долларов за год за один комп. Письмо было направлено в регионы в конце 2009 года. Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Министерство образования оперативно отреагировало на надвигающуюся угрозу. И уже в июле 2010 направило свое письмо в регионы с предложением выкручиваться самим.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Не далее как вчера в одной из наших школ состоялся разговор с заместителем министра образования. На прямой вопрос о том, что делать в данной критической ситуации, он ничего вразумительного ответить не смог.
Также был разработан и с мая начал поступать в регионы пакет «Первая помощь 2.0», содержащий то самое свободное ПО, которым предполагается заменить проприетарные программы.
Это несколько дистрибутивов линукса отечественной сборки.
Гугление показало, что качеством с дистрибутивов дело обстоит очень уныло. Несовместимости, отсутствие драйверов на простейшую периферию, глюки.
Итак, что делать теперь в оставшиеся 4 месяца? Школам остается два варианта. Первый — переход на линукс и бесплатное ПО.
Мой вывод — это абсолютно нереально.
Причины:
— низкая компьютерная грамотность учителей,
— никакого обучения учителей не ведется,
— отсутствие необходимого ПО для решения ряда важных задач,
— необходимость в каждой школе иметь грамотных администраторов, которых нет,
— низкое качество ПО под линукс вообще,
— будут потеряны наработки нескольких лет.
Задача перевода всей техники школ на другую платформу сейчас невыполнима.
А стоимость владения решениями на основе линукс, если переходить на нее грамотно и по правилам, превысит решения на виндовс в разы.
Второй вариант — областное управление образования должно за счет местного бюджета оплатить продление лицензии на продукты MS для всех школ области. Насколько мне известно, работа в этом направлении не ведется. А по уму, она уже должна быть завершена.
Это, кстати, не решит всех проблем. Придется убирать файнридеры, касперского и т.п. и заменять бесплатными аналогами. Или оплачивать за счет родителей каждой конкретной школы.
Но прекращение использования Windows в качестве базовой ОС для комплекса вычислительной техники школ приведет к моментальному коллапсу. Через 4 месяца.
Кто знает о проблеме больше?
Как обстоят дела в школах, где учатся ваши дети?
Зайдите к директору, спросите, как будет преподаваться информатика в третьей четверти.