Комитет Госдумы по транспорту подготовил проект поправок в закон «О безопасности дорожного движения», который должен решить проблему автомобильных краж в стране. Депутаты обратили внимание, что существующая система идентификации – нанесенные производителем индивидуальные номера на кузов и двигатель автомобиля (VIN) – не способна предотвратить угон и последующую реализацию. Технологии, которые используют угонщики, позволяют виртуозно подделывать эти номера, а коррупционная система ГИБДД – получать новые документы для краденых машин. Бороться с этой практикой депутаты предлагают современными средствами маркировки автомобиля. Отслеживать легальность эксплуатации машин по новой маркировке гаишники должны будут во время проведения техосмотра. Речь идет о системе маркировки «Датадот», которая действительно уже довольно широко распространена. Суть системы в том, что специальный спрей, несущий индивидуальный код, наносится на все детали машины. Такая маркировка считывается с помощью обычной ультрафиолетовой лампы. Стоит противоугонная система от пяти до 15 тысяч рублей, в зависимости от сервиса и марки автомобиля, однако, по задумке депутатов, после обязательного введения этой системы она резко подешевеет. Сервисные центры должны будут получать государственную лицензию на установку систем. Согласно документу, до 2012 года нанесение маркировок будет добровольным, а потом автовладельцу будет отведено 10 дней после приобретения машины на то, чтобы установить противоугонную систему. Однако законодатели не учли множество юридических сложностей и неточностей, когда разрабатывали документ. Так, например, не учтено право автовладельца продать свою машину на запчасти – с маркировкой несоответствующей остальным деталям купить деталь на разборке станет невозможным. Также не прописана процедура установления хозяина, если обнаружатся противоречия между «Датадот» и VIN-номером. То есть какой маркировкой – заводской или частной – должен руководствоваться суд в случае разбирательства, в проекте не прописано.