В целом, система в Китае очень сильно схожа с российской: автошкола, экзамен(теория+практика), получение ВУ. Учебы в школе я касаться не буду, ибо сам не учился, а по рассказам — отслушать лекции и откатать практику(всё как у нас).
Самое интересное, если ты иностранец и имеешь своё национальное ВУ.
Во–первых, куча соотечественников заблуждается, что можно ездить по международному удостоверению в Китае. НЕЛЬЗЯ! Люди находят разворот с иероглифами у себя в удостоверении и пытаются убедить всех, что, мол, я цивилизованный человек из правового государства и раз в моём международное ВУ есть закорючки, то я имею право на управление ТС в этом Китае. Если по порядку, то есть суть такая: 19 го сентября 1949 года была подписана Женевская конвенция о дорожном движении и среди подписавшихся был Китай(а точнее Китайская Республика), но не прошли и две недели, как появился новый Китай(этот — Китайская Народная Республика), а новый Китай вроде как и не подписывал ничего. Так что, с международным ВУ можно кататься на Тайване, где всё ещё тот старый Китай, а в новом Китае наши зелёные книжки не признают(и вообще ничьи не признают, т.к. КНР не подписывал и Венскую конвенцию о дорожном движении).
Во–вторых, раз уж ты иностранец с заморским ВУ, то ты можешь получить китайское ВУ без учёбы в автошколе. Но тут имеет место некая странность: если у тебя краткосрочная виза, то тебе могут выдать временное ВУ на срок не более срока визы, и даже ничего сдавать не надо, а если виза долгосрочная или ВНЖ, то можно получить права на 6 лет, но надо сдавать теоретический экзамен. Практику не надо ни при каких раскладах(ну, кроме случая, когда ты учился «с нуля» в автошколе).
В–третьих… а, впрочем, к черту счёт. Сдавать теоретический экзамен можно на китайском, а можно на английском/испанском/французском/японском/корейском/арабском/РУССКОМ! Это выглядело «пресльстиво и я возрадовался» — кто в теме, тот понял, что я имею ввиду. Русские билеты — это, скорее всего, машинный перевод китайских. Тут можно ознакомится со старой версией билетов(с января 2013 года билеты новые и банк вопросов — засекречен, но в интернет уже слили китайский банк новых вопросов, а на английском и немецком можно купить а АппСторе). Вот билет для затравки:
Когда кровопролитие на верхних конечностях или на
голени, но без перелома и ранения сустава, можно
остановить кровопролитие путем _____.
A. использовать турникет
B. завязать с увеличением давления
C. остановить кровь конечности и подложить
D. давить
Так что полистайте на досуге — там есть очень смешные вопросы.
Вопросов полторы тысячи, но запоминаются так же легко, как и наши — то есть за день до экзамена можно сесть пролистать и запомнить ответы(если не отвлекаться на рассылку знакомым смешных билетов, то 5–6 часов вполне достаточно).
Теоретический экзамен состоит из 100 вопросов, ответить правильно нужно на >90. Времени даётся один час(то ли академический, то ли астрономический — скорее второе).
Есть серьёзная проблема — хоть и можно сдавать на иностранном языке — никто вас в полиции не поймет без китайского(хотя, иногда бывают исключения) и бланк заявления на китайском надо заполнять. Вместе с заявлениями надо прикладывать ксерокопии паспортов, виз, страницы со штампом въезда, копию ВУ, а также нотариально заверенные переведенные копии этих документов — это делается в нотариальном бюро, которое предоставляет услуги перевода и заверения переводов(иногда бывает, что переводить надо в одном месте или самому, а заверять в другом) или в российском консульстве, но там не переводят, а только заверяют перевод, и стоит это дороже, чем у китайского нотариуса, зато в российском консульстве на вас, скорее всего, посмотрят, как на говно, что вызывает ностальгическую улыбку и чувство чего–то родного.
краткое резюме по получению ВУ:
1. Ненавистные мною бумажки — регистрацию по месту жительства, паспорт+виза+штамп въезда+перевод+заверенные копии, заполнять заявление.
2. Медкомиссия и фото делаются прям в полиции.
3. Подача заявление и назначение даты экзамена(да–да, после подачи заявления нельзя сразу идти сдаваться, надо выбрать дату и время через 8–14 дней).
4. Получать права после сдачи тоже не сразу, а через 3–5 дней.
По цене выходит гуманно, но я не помню сколько(к тому же всё, кроме пошлины, не фиксированный прайс): примерно 100 рублей фото, примерно 200 медкомиссия, пошлина тоже около того, услуги перевода и нотариуса до 1800(это в нашем консульстве) и всё. Бывают проблемы, что пошлину можно оплатить только с банковской карты.
Кстати, открыть категории можно те же, что и национальном удостоверении, но я не советую открывать только авто и мото, т.к. открыв грузовики надо каждый год проходить медкомиссию.
Категорий много, но я в курсе только про С1 — наша В, и про Е — наша А. Есть подгруппы, типа, мопед с 3мя колёсами и электрическим двигателем или прочая экзотика.
Хорошо развит рынок покупки прав(на КДПВ фотка с одного из объявлений). Цены варьируются от 15–20 тысяч рублей до очень больших сумм, особенно для иностранцев.
Про вождение сложно рассказать. Ездят как удобно, но в больших городах получше, т.к. дороги с разделителями и камеры фиксации нарушений. Пешеходам на нерегулируемом переходе не уступают никогда. В отдалённых от центра районах вполне себе ездят по встречке до эстакады, чтоб лишних петель не делать. Бибикают как дети.
Дороги хорошие.
Больше ничего не вспомнил. Спасибо, за внимание.