Юрист Алексей Каветских, предприниматель Дмитрий Гореликов и общественник Дмитрий Логиновских — сегодня главный кошмар для чиновников города Первоуральска Свердловской области. Созданная ими организация «Дорожные комиссары» методично разрушает коррупцию в рядах дорожных строителей. Выяснилось, что рядовым гражданам вполне под силу напрячь чиновников, не прибегая к акциям неповиновения, — строительная рулетка и здоровая дотошность оказались гораздо эффективнее

– Вот смотри, разве это дорога? Это полоса препятствий, — Алексей Каветских заканчивает авто­мобильную мини-экскурсию по Первоуральску.

Человеку, впервые попавшему в этот город, поначалу действительно кажется, что местные дороги недавно подверглись массированной бомбардировке. Первоуральские трассы уже давно неофициально признаны худшими на Урале — в соседнем Екатеринбурге при покупке подержанного авто клиент обязательно интересуется, есть ли у машины пробег по Перво­уральску. Услышав честное «да», снижает цену процентов на двадцать.

— Однажды я понял: если дорогами не будешь заниматься лично ты, пусть даже с призрачной надеждой что-то изменить, этого не будет делать никто, — объясняет Алексей. — Материться за компьютером и ругать мэра могут все. А вот попытаться что-то изменить в реале — далеко не каждый.

Свою деятельность «Дорожные комиссары», как и большинство российских общественных активистов, начинали в интернете. «Раздували» тему плохих дорог на городских форумах — дораздувались до митинга на центральной площади перед зданием администрации.

— К нам приехал депутат областной думы, — вспоминает предприниматель Дмитрий Гореликов. — Обещал, что всех посадит. Но по существу так ничего и не изменилось, ям стало даже больше.

В итоге, плюнув на митинги, депутатов и областное правительство, первоуральцы решили взяться за дороги сами. Для начала добровольцы стали составлять базу данных на все дефекты местных улиц. Каждые субботу-воскресенье на трассах появлялись инициативные молодые люди с рулетками в руках. Измеряли глубину выбоин, считали ямы, оценивали состояние дорожного полотна в соответствии с нормативами ГОСТа.

— В принципе, это функция ГИБДД: согласно должностным инструкциям, они обязаны следить за качеством дороги, — говорит Алексей Каветских. — Но у нас гаишники давно переключились с предотвращения правонарушений на взимание штрафов. И пока главным в работе для них будет количество составленных протоколов, никакого стимула бороться за качество дорог не появится. Более того, для гаишника яма на дороге — это экономический актив. У нас тут есть одна «фронтовая» улица, проехать по которой можно только по встречке. Хватай любого и составляй протокол — или вымогай взятку.

Составив аварийные паспорта трех самых «убитых» первоуральских дорог, комиссары стали добиваться от мэрии их ремонта. Градоначальник Максим Федоров стойко держался почти два года — сломался пару месяцев назад. Сегодня в администрации действует общественный совет, в чьи функции помимо прочего входит контроль над дорожными работами.



— Через два дня после того, как совет был создан, мы вышли контролировать работу подрядчиков, — рассказывает Дмитрий Логиновских. — И тут же обнаружили вопиющее нарушение: они при ремонте ямы использовали битумную эмульсию, выпущенную в апреле прошлого года. То есть она элементарно просрочена, и ее категорически нельзя применять. Вот так у нас осваиваются дорожные деньги.

Дальше — больше. Проанализировав конкурсную документацию, комиссары выяснили, что администрация выделила деньги на ремонт перекрестка улиц Ленина и Строителей, притом что улицы эти… не пересекаются. Скандал получился громкий. Заместитель мэра Константин Болышев в разговоре с корреспондентом «РР» долго и сбивчиво объяснял, как же такое могло получиться, — чуть раньше он пытался объяснить то же самое горожанам. В итоге этот пункт из сметы вычеркнули, а вскоре комиссары, опять же со скандалом, в два раза урезали смету на очистку городских улиц.

— Самое интересное, что расценки, которые выставляет администрация, вполне реальные, даже с запасом, — говорит Логиновских. — Там хватит и на качественную работу, и на прибыль. Но подрядчики за годы халявы привыкли работать плохо — просто потому, что нет контроля, ни государственного, ни общест­венного. Акты выполненных работ в мэрии подписывают даже не осмотрев зачастую объекты. Причем даже не за взятки, а просто потому, что в отделе всего девять человек работают. Им элементарно некогда.

— Возьмем, например, ремонт и содержание городских светофоров, — добавляет юрист Каветских. — В одной строке у подрядчика значится: обследование, содержание, мытье линз, замена контроллера, очистка от грязи, покраска стоек, переноска стоек, замена лампочек. Напротив — общая сумма. Когда начинаешь спрашивать, сколько денег ушло на конкретное мероприятие, отвечают: «Я не помню». По этому конкурсу запланирована замена 140 лампочек, а у нас и светофоров-то столько не наберется!

В общем, выйдя из интернета в реальность, комиссары пришли к выводу, что бороться с коррупцией нужно не стоя за спиной у чиновников, а взяв под контроль работу подрядчиков. По крайней мере, в сфере дорожного ремонта. Российский чиновник всегда найдет способ отдать муниципальный контракт дружественной ему фирме. Поэтому и контролировать нужно именно работу этой фирмы.

В администрации Первоуральска с деятельностью «Дорожных комиссаров» смирились. Правда, в неофициальных беседах чиновники говорят, что для сложившейся системы власти такие активисты гораздо опаснее, чем митингующие шахтеры. Особенно их пугает предложение Дмитрия Логиновских привлекать к приемке выполненных работ представителей уличных комитетов.

— Там же одни активные пенсионеры, а с ними работу никогда не оплатят: месяцами будем акт приемки подписывать, — хватаются за голову в администрации.

Тем не менее, как бороться с общественным движением, в мэрии пока не придумали — под действие закона об экстремизме «комиссары», несмотря на революционное название, не подпадают. Пока же на местном форуме вовсю обсуждается их очередная инициатива: горожане всерьез собираются отказаться от уплаты дорожного налога и на эти деньги самостоятельно заняться ремонтом первоуральских улиц. Наверное, их вдохновил единороссовский агитационный плакат в центре города: «Надеемся на себя! Верим в Россию!»

источник: http://www.rusrep.ru/