Итак, начнем издалека. Владельцем Volkswagen Jetta являюсь уже более полугода. Это четвертая по счету машина в моем владении. До этого был и «француз», и «американец», и «японец». Теперь вот настала очередь «немца». Автомобиль выбирался вполне обдуманно: ну и что, что пустой как барабан? Главное, что кузов крепкий, запчасти копеечные, а что еще нужно от «рабочей лошадки»? Правда, с системой подачи топлива слегка прогадал. На авто стоит многими уже позабытая система впрыска K-Jetronic (механический инжектор).

Не буду упоминать всех хлопот после покупки машины (хотя смотрел и выбирал долго и вдумчиво), скажу лишь, что после устранения всех не указанных продавцом дефектов (повлекших, кстати, полный капремонт двигателя) автомобиль приносил только радость. Проехали вместе уже более 30 тыс. км: своевременная замена расходников — и машина ни разу не подводила.

Так уж получилось, что в результате нехитрых расчетов, уговоров и замен на работе, среди очень плотного рабочего графика на горизонте замаячила неделя выходных. С 27 декабря 2012 года по 3 января 2013-го. Как нельзя кстати получил в соцсети сообщение от бывших одноклассников из России: мол, собираемся приехать домой на Новый год. Встретимся всей компанией. Приезжай! «А почему бы и нет?» — подумал я.

27 декабря

Вечер. Едва закончив работу, лечу в гараж к другу. Перед поездкой решил поменять масло и фильтры. Как-никак 10 тыс. уже с прошлой замены машина пробежала. Установил CB-рацию, любезно предоставленную на время поездки одним знакомым, заправил полный бак бензина и поехал спать. Выезд ночью.

28 декабря

Выехал позже запланированного, проспал. Но это всё нюансы. Дорога на Могилев — сказка! Машин нет, дальнобойщики рапортуют в рацию: «До границы чисто». Три с половиной часа, и я в другом государстве. Сразу после пересечения границы решаю попить кофе и заодно дозаправить автомобиль. Кофе купить негде. Ну, хоть заправлюсь.

Продолжаю путь. Спустя несколько десятков километров замечаю появившиеся небольшие провалы в работе двигателя. Ехать вроде не мешают, но раздражают. С этой мыслью доезжаю до точки назначения. Машина-машиной, но я же не ремонтироваться сюда приехал! Дотяну до дома, а там уже будем разбираться.

29 декабря

Утром (достаточно неожиданно для меня) столбик термометра упал до минус 15 градусов. Автомобиль упрямо не хотел заводиться (несмотря на то, что еще пару недель назад в Минске в минус 22 он бодро стартовал и «прикуривал» всех дизелистов во дворе). Пару десятков попыток — и аккумулятор на нуле.

«Что-то замерзло», — думаю я. Попутно договариваюсь с другом затянуть авто к нему в отапливаемый гараж. Заодно там зарядить аккумулятор. Пару часов при температуре плюс 22, и машина стартует с пол-оборота. Но в то же время «подтраивает», а провалы увеличились. Покатался по своим делам и поставил. Выезд домой намечен на 30 декабря.

30 декабря

Минус 12. Утром машина снова не заводится. Снова теплый гараж. Два часа. Завелась! Ну, думаю, раз так — не буду глушить, загружу вещи и на Минск. Там уже будем думать и решать. Загружаю авто под завязку бабушкиными гостинцами, выезжаю. Магнитола, рация, зарядка для телефона в прикуривателе… Отъезжаю от города километров десять — начинают тускнеть фары, выключается магнитола, стрелка температуры двигателя упрямо ползет вверх. Печка дует ледяным воздухом. Приехали, блин! Вариантов нет. Разворачиваюсь.

Уже на габаритах доезжаю до дома, и спустя 30 секунд после удачной парковки автомобиль глохнет. Аккумулятор на нуле. Время позднее, решаю не мучить ни себя, ни машину, утро вечера мудренее.

31 декабря

Утром покупаю новую АКБ (старая давно уже просилась на замену, а тут такой повод!), далее традиционно: теплый гараж, 2 часа, заводимся. Стоим на холостых — не кипим. Стоит нажать на газ — закипаем. В бачке бурлит жидкость. Печка ледяная. Тем временем вокруг авто уже собираются местные «аборигены». Судя по перегару, большинство уже начало провожать старый год. Всем хочется помочь чужаку. Особенно в такой день. Ход мыслей:



1. Термостат. Не открывается — машина кипит.

Проверяем его, вскипятив в кастрюльке. Работает четко. Ставим на место. Замечаем, что из обратки в бачке жидкость не идет. Вернее, капельки выливаются иногда, но не сравнить с обычной работой двигателя, когда оттуда хлещет крепкая струя.

2. Помпа! Помпа не качает — нет циркуляции жидкости — авто кипит.

Логично вроде. 11 утра по Москве. Маленький городок. В одном из магазинов находится помпа. Чудом находится трезвый мастер, готовый ее прямо сейчас поменять. С матами в мой адрес и посылом к «какой-то матери» помпа меняется. Уже на этапе разборки закрались сомнения: помпа хоть и стояла еще родная, VAG’овская, но она в идеале. Тем не менее меняем. Собираем. Кипит! На часах 17:00.

3. Прокладка ГБЦ. Движок перегрели, пока возвращались в город — «голову» повело — пробило прокладку — газы идут в систему охлаждения — печка дует холодом, машина кипит. Отличная версия!

Ну здравствуй, Новый год в России!

Попутно узнаю, что за такую сложную операцию, как подъем и шлифовка «головы», мастера возьмутся не раньше 3 января. И то не факт, ибо у всех двухнедельный праздник. Меняюсь на работе на 3 и 4 января. Ибо одному возвращаться не комильфо. Корабль в чужой стране не бросают!

3 января

Загоняю автомобиль к местному спецу. Тот скидывает «голову», ее диагностируют. Ровная. Меняют прокладку. Собирают. Звонят — забирай. Приезжаю. Говорят, прокладку поменяли. Но лишь потом установили причину, по которой машина кипела. И показывают на шкив коленвала. На этих двигателях на коленвале стоит шкив, состоящий из двух частей, между которыми что-то вроде резиновой прокладки. Так вот, от старости резина высохла и внешняя часть шкива стала проворачиваться на средней. Без нагрузки ничего не проворачивалось, но стоило лишь нажать на газ, как шкивы помпы и генератора начинали еле вращаться, в то время как коленвал ускорялся.

Ладно, пытаемся завести — не заводится. В теплый гараж, 2 часа — не заводится. Оставляем на ночь — не заводится… Умерла машинка! Высказанная мастерами версия — почему-то не поступает бензин. Мастеров по механическим впрыскам в городе нет. Все владельцы таких авто обслуживают их в Минске (!).

5 января

Выбора нет. Надо ехать домой. Вызваниваю друзей из Беларуси. С трудом соглашаются забрать меня на тросе. Дальнейшее опущу, ибо цензурно описать поездку на 400 км в минус 10 со снегопадом на тросе практически невозможно. Тем не менее добрались. Сразу загнал на СТО, где всегда обслуживаюсь. Спустя некоторое время звонят: «Приезжай — посмотри, есть для тебя кое-что интересное».

При мне достают бензонасос. На нем лед. В баке — айсберги. Вместо бензина в баке вода с запахом бензина. Как только авто остывало, вода на стакане насоса превращалась в лед и бензонасос не получал топлива. В теплом гараже он оттаивал, и машина работала. Пусть и с провалами. Жаль, насос не выдержал всех этих издевательств.

По итогу насос заменили, бак почистили. Автомобиль завелся. Шкив, кстати, тоже поменяли, проблемы с кипением и зарядкой исчезли. Правда, после воды в негодность пришли форсунки. Льют. В ближайшем будущем — их замена.

Мораль сей басни такова: никогда не заправляйтесь на «ноунеймовых» заправках в России. Не меняйте запчасти лишь потому, что так сказал «диагност дядя Вася». Проверка всех версий обошлась мне по итогу почти в $400. А вот от поломки шкива, думаю, никто не застрахован. Стоит он сзади двигателя и особо не бросается в глаза.