Если вы забыли подробности вчерашнего вечера и не знаете наверняка, в каком городе оказались с утра — в Москве или Санкт-Петербурге, понаблюдайте за пешеходами, и вам откроется истина.
Питерский пешеход шествует по улицам спокойно и размеренно. Он, может быть, опаздывает на работу, но поскольку решил прогуляться, а гуляет он от Купчино до Смольного, то при всём желании бежать вприпрыжку уже не в состоянии. Другие пешеходы, которые никуда не опаздывают (или опаздывают, по ним это не поймёшь), тоже шествуют. Восхищаются архитектурой, здороваются друг с другом, дразнят автомобилистов: «Что, за рулём сидишь, как привязанный? Правилам движения подчиняешься? А я, видишь, — свободно хожу! Хочу сюда хожу, хочу — туда. А могу вообще на водосточную трубу залезть!»
Пешеход московский передвигается по городу на манер героя старой компьютерной игры: подпрыгивает, нелепо зависает в воздухе, цепляется за архитектурные детали, чтоб преодолеть препятствие. В сущности, ему даже не всегда есть где передвигаться: на тротуаре парковка, на проезжей части — пробка. Если тротуар, несмотря на три ряда припаркованных на нём автомобилей, ещё достаточно широк для того, чтобы на нём могли разминуться два пешехода, — значит, автомобилисты используют его для того, чтобы объехать пробку.

А велосипедисты так и свистят над ухом, как пули. И клерки на самокатах шныряют. И хулиганы на мопедах рассекают. И конные попрошайки едут и покрикивают: «Эй, пешеход-недотёпа, денег дай бедной лошадке на сено, а то копытом в зад получишь!»

Питерец знает тысячу преимуществ пешехода перед автомобилистом. Некоторые питерцы даже составляют списки и публикуют в своих блогах. Первые двести пунктов начинаются со слов: «Если у вас нет машины — её у вас не…» Москвич знает столько же преимуществ автомобилиста перед пешеходом. У него тоже есть список — он купил его в эзотерическом магазине и твердит, сидя в пробке. Первые двести пунктов начинаются со слов: «Хоть я и трачу время в пробке, но зато…»
Личный транспорт таит в себе массу опасностей, это вам любой питерец скажет. Во-первых, автомобиль может врезаться в другой автомобиль. Или в дерево. Или в решетку Летнего сада. Или упасть с моста в Неву. Просто очень повезло питерцу-пешеходу, что он не подвергает свою жизнь автомобильной опасности.
Отсутствие автомобиля таит в себе массу опасностей — возразит ему москвич. Когда в городе высадятся инопланетяне или иные враги, которых показывают в голливудских фильмах, как вы от них спасётесь, если у вас нет автомобиля? А если вы вдруг приедете с друзьями отдохнуть на дачу, а с соседней дачи придут зомби и съедят половину ваших друзей, то без автомобиля вы не выберетесь из этого логова.
Московская девушка первым делом спрашивает москвича: «А какой у тебя автомобиль?» Уже представляя, как они вдвоём несутся на этом авто по тёмному шоссе, такие освещённые специальной подсветкой, а вокруг на почтительном расстоянии несутся со своими парнями её подруги на более скромных тачках и завидуют.

Питерская девушка первым делом спрашивает питерца: «А какой у тебя автомобиль?» Уже представляя, как она зимней ночью потащит по ледяным улицам пьяного питерца на плече, а его машину — на буксире.
— У меня нет автомобиля, — печально говорит питерец.
И питерская девушка радуется. Тащить на плече худенького питерца не так уж и тяжело — после того, что она успела себе представить. А потом выясняется, что питерец, хоть и худенький с виду, никогда не напивается до бесчувствия и сам время от времени таскает на плече по ледяным улицам свою девушку. А вокруг на почтительном расстоянии её подруги тащат своих питерцев и их драндулеты — на буксире. И завидуют.
Мама ведёт маленького питерца в школу (пешком, за ручку) и говорит: «Учись хорошенько, не лодырничай. Тогда ты выбьешься в люди и будешь преспокойно ходить пешком, никуда не торопясь».
Московская мама везёт ребёнка в школу на автомобиле и, застряв в пробке, проводит воспитательную беседу: «Учись хорошенько, не лодырничай. Тогда выбьешься в люди, будешь ездить на машине с мигалкой и везде успеешь!»