Сегодня о Колымской трассе ходит в народе уйма небылиц. Но многие слышали и пе-редают из уст в уста вполне правдоподобные были-легенды о дороге жизни. Истинную же правду о строительстве главной автомобильной магистрали Колымы знают немногие. А по-чему? Не потому ли, что истории малой родины мы сегодня уделяем мало внимания. Думаю, что со мной согласятся не только рядовые колымчане, но и представители власти, которые, надеюсь, не станут возражать и оправдываться.

То, что Колымскую трассу, да и большинство второстепенных колымских дорог, стро-или в 30-50-е годы заключенные известно всем. И многие, из живущих на Колыме, да и те, кто интересуется нашим краем, зачастую в своих речах говорят, что главная аорта Колымо-Индигирского края, связывающая Магадан с Усть-Нерой, построена на человеческих костях, то есть костях заключённых. Конечно, имеется в виду тот факт, что многих заключённых-строителей дороги, умиравших от холода и непосильной работы, хоронили прямо тут же, то есть, на рабочем месте. В то время просто некогда было возиться с трупами, потому что Дальстрою, как воздух, нужна была дорога вглубь Колымы, где были обнаружены огромные запасы стратегических металлов золота и олова, которое уже добывали на приисках.

Но не только умершие заключённые-строители, грубо говоря, легли в основу дороги жизни, но и сотни, а может и тысячи вольных, в т. ч. водителей, геологов, горняков, связистов и т. д., также стремившихся по приказу партии и правительства к богатствам Колымы. Строительство дороги, конечно же, в первую очередь зависело от наличия людей и техники. Первых было, можно сказать, с избытком (заключённые), а вот какой-либо техники ох как не хватало. Поэтому люди шли по бездорожью пешком, иногда с помощью гужевого транспорта доставляя в труднодоступные безлюдные места необходимые грузы. Немаловажным звеном в строительстве трассы была связь. Её также прокладывали по бездорожью, почти без техники зимой и летом в любую погоду.

Среди тех бесстрашных связистов, настоящих патриотов, преданных Родине, был и Макеев Иван Филиппович, один из первых, кто торил в непроходимой заснеженной тайге в 1932 году эту многосоткилометровую трассу, чей прах, образно говоря, также лежит в осно-вании Колымской трассы. Он умер, будучи тяжелобольным цингой, на Яблоновом перевале, оставаясь на своём рабочем посту до последней минуты жизни. Впрочем, об этом муже-ственном связисте лучше расскажет архивный документ (печатается без изменений):

«ПРИКАЗ № 172 ПО ДИРЕКЦИИ ТРЕСТА «ДАЛЬСТРОЙ». Бухта Нагаево. 21 октября 1932 г.
16 сего Октября скончался Помощник Начальника Управления строительства Теле-фонно-телеграфной связи тов. МАКЕЕВ Иван Филиппович.
Несмотря на тяжелое болезненное состояние, тов. МАКЕЕВ до последней возможности оставался на своем служебном посту.
Согласно моему приказу тов. МАКЕЕВ — похоронен на Яблоновом хребте 19 октября 1932 года.
Управляющему Делами предлагаю оформить все необходимые мероприятия по обес-печению семьи умершего согласно существующего законодательства, а также специального Постановления Правительства об обеспечении работников «Дальстроя», потерявших трудо-способность, или умерших при исполнении служебных обязанностей.
ВРИД. ДИРЕКТОРА «ДАЛЬСТРОЯ» (роспись) (ЛИВШИЦ)».

Связисты похоронили своего начальника почти на вершине перевала – там, где он умер, установив скромный деревянный памятник, который в течение более двух десятков лет облагораживали и обновляли.



В 1954 году на месте деревянного памятника возвысился двухметровый железобетонный обелиск, простоявший почти 60 лет…
17 сентября 2012 года в 14 часов, несмотря на сильный холодный ветер, на Яблоновом перевале на 174 километре знаменитой Колымской трассы состоялось открытие нового памятника связисту-первопроходцу. Мог ли Иван Филиппович при жизни предполагать, что ему окажут такую честь спустя 80 лет? Вряд ли, так как тогда он и шедшие с ним по бездорожью думали в первую очередь не о себе, а о других – детях и внуках…
В церемонии открытия гранитно-мраморного памятника приняли участие заместитель губернатора Магаданской области А.В. Положиёв, глава администрации Хасынского района, на чьей территории находится Яблоновый перевал, И.П. Тейхриб, ректор Северо-Восточного государственного университета, доктор исторических наук, профессор А.И. Широков, ди-ректор магаданского филиала ОАО «Ростелеком» С.В. Власов – главный инициатор возве-дения памятника.

В кратком интервью ещё до открытия памятника я спросил Сергея Владимировича, с чем связано такое внимание к могиле 80-летней давности.
— Иван Филиппович – наш коллега, один из первых связистов Колымы. Узнав о его судьбе, я, не только как руководитель, но и как простой колымчанин, проникся глубоким уважением к этому человеку. Посоветовавшись с работниками нашего филиала «Ростелеко-ма», мы решили отдать должное герою-первопроходцу… Может возникнуть вопрос: «А по-чему раньше этого не сделали?» У каждого человека есть определённая черта в жизни, пере-ступив которую, он начинает думать и дерзать по-другому. Видимо и я переступил эту чер-ту, побывав год-полтора назад впервые у памятника связисту на Яблоновом перевале. Вос-становление обелиска стало для нас знаковым событием, символизирующим восстановление исторической памяти колымчан. Мы считаем нашим долгом свято чтить память о первопро-ходцах, рассказывать о мужестве связистов, прокладывавших самые первые кабели в труд-нодоступные места Колымского края.

Выступавшие на церемонии открытия, также говорили о патриотизме и героизме, о беззаветной преданности делу и о том, что мы должны знать свою историю. Под пронизывающим ледяным ветром, буйствовавшим на перевале в день открытия обелиска, каждый думал о тех первых связистах, шедших, несмотря ни на что, вперед, к намеченной цели.

Большинство из присутствовавших на церемонии открытия памятника признались, что до этого дня не знали, кому установлен памятник.
Добавлю, что магаданские связисты, вместе с директором филиала С.В. Власовым, сами разработали и воплотили в жизнь проект нового памятника. На обелиске установили и мемориальную табличку, рассказывающую о произошедшем в далеком 1932 году событии. Немалая заслуга в этом руководителя отдела по связям со СМИ Магаданского филиала ОАО «Ростелеком» Нины Владимировны Косаревой, а также непосредственного руководителя строительством начальника административно-хозяйственного управления компании «Ростелеком» Магаданского филиала Владимира Александровича Рыжих и сотрудников управле-ния.

И последнее, о чём я говорил в начале статьи. Давайте читать книги, касающиеся исто-рии нашего региона. А то как-то нехорошо получается, когда мы искажаем географические названия, как это случилось с Яблоновым перевалом. На дорожных знаках, да и на многих современных географических картах он значится как «Яблоневый», хотя не имеет ни какого отношения к слову «яблоко». Название перевала произошло от юкагирского слова «яблон», что может означать «дорога», «путь», «след»… (Топонимический словарь Северо-Востока СССР, стр. 442. В.В. Леонтьев, К.А. Новикова. Магад. книж. из-во. 1989 г.).

источник: http://region.maglan.ru/