В 2012 г. я приехал из Москвы в Магадан в составе автопробега «За справедливое здравоохранение». И увидел несколько мотоциклистов на дорогах города, которые обладают хорошими машинами и отличной байкерской формой. Но что-то в движении подсказало мне, что опыт байкеров не велик: ездить тут особенно некуда, а школы, мотоклуба, как стало понятно из разговоров, в городе пока нет.

Я коротконог, стар и неуклюж. По версии мотобайкеров. Впрочем, для чёперистов я еще очень ого-го. Но езжу я на машинах типа XGR и FGR – мощных, скоростных, больших и неспортивных ямахах. На самом деле — класс у них спорт-туррер. Посадка – скорее как на лошади, нежели ногами вперед (не к ночи будь помянуто), или ногами назад, как плод перед рождением. На ногах можно привставать, стоять, ими легко пружинить на ухабах. Разогнаться мотоциклы могут, а вот с маневренностью, юркостью у них похуже — тяжелые. Отсюда многие мои страхи и проблемы. Стоит сменить тяжелую технику на легкую, например, на Диверсию – и половины проблем – как ни бывало.

Движение на мотоцикле – это много геометрии и физики. Есть люди, разбирающиеся в этом на генетическом уровне, на уровне подсознания. Кто-то сел и поехал, а кто-то пыжится, да не очень получается. И не только страх тому виной. Хуже другое: даже тому, кто сел-и-поехал необходимы знания некоторых основ, которыми обычно именно эти ребята и пренебрегают. Они все знают, они – не читатели.

Этим и опасен мотоцикл – кажется: все так просто. А он взбрыкивает, как норовистая лошадь в самый неподходящий момент. Ежегодно по весне происходит массовый естественный отбор тех, кто не читатель. Часто они едут потом только в один – последний – путь. Сев на мотоцикл, любой человек чувствует первобытную свободу. Всадник. Ветер в ушах. Счастье. Ты оседлал дикого мустанга, переступил через свои переживания и уговоры близких. Вперед, к победе. Теряют голову все – и кто боится чрезмерно, и кто не боится ничего.

Мотоциклы за последние десятилетия существенно изменились технологически: появилась хорошая «мягкая» резина, значительно улучшающая сцепление с дорогой, двигатели часто четырехтактные с инжекторным впрыском, водяное и масляное охлаждение, дисковые тормоза с автоматическим распределением на передний и задний, антиблокировочная система тормозов – АВС – не дающая сорваться мотоциклу в юз. Есть даже – с автоматической коробкой передач. Есть даже – не поверите – с аэрбэг – она, надуваясь, смягчает «бросок» через руль.

Защитная экипировка позволяет скользить при падении, не повреждая кожу, десятки метров, препятствует ударам коленями, костяшками пальцев и лодыжками, защитный шлем перераспределяет энергию удара с локального на весь череп и частично – на плечи, равномерно, препятствует перелому шеи. В некоторых куртках вмонтированы пирропатрогны с аэрбэгами, раздувающими седока как резиновую куклу. Все это уменьшает травмоопасность при относительно небольших авариях, которых подавляющее большинство. А от больших аварий не спасет и кузов автомобиля.

Поездив несколько лет, начинаешь обобщать свои ошибки, что-то выслушиваешь от товарищей, читаешь в книгах. Конечно, ошибки стереотипны, одинаковы, их легко можно избежать, дав себе труд почитать специалистов. Только наши специалисты пишут мало, их коллеги, забугорные умельцы — часто не очень живо. А, кроме того, есть разница между взглядом специалиста и взглядом дилетанта. Я не тренер – обычный ездок, поэтому в описываю не правила, «как надо», а скорее ошибки, «как не надо». Возможно, кому-то из магаденцев это окажется полезным и спасет чьи-то жизни.

Правило 1. Дави на руль, подламывай колесо в повороте

Первые мои километры за рулем. Едем по малоезжей дороге с крутыми виражами и небольшими горками. Спокойно, километров 60-70, не больше. На очередном вираже на противоположном краю оврага появляется автобус. Вхожу в поворот, иду с горки чуть ускоряюсь. Пытаюсь дорулить рулем, так как немного не вписываюсь в траекторию, руки сильные, тяну ручку руля на себя. И вдруг меня кидает под встречный автобус, и я ухожу прямо перед его носом на встречную обочину (а куда еще — не под колеса же). Приятели в оторопи – что это было? Куда тебя понесло? Пытаюсь объяснить, что меня «заклинило», вдруг руль стал тяжелым и неуправляемым, меня снесло. Звучит неубедительно, но я действительно не понимаю, что произошло, а другого термина, кроме как «заклинило» – не подберу. Руками-то я работал с усилием. И руль вертел куда надо, стараясь уйти от автобуса. Только эффект какой-то не тот получился.

Таких критичных ситуаций не повторялось, но в повороте я старался крутить меньше рулем и только в самых опасных случаях им доворачивал. Каждый раз получалось плохо: мотоцикл не слушался, и с большим трудом я не выскакивал из своего ряда под чьи-то колеса. Особенно неприятное ощущение возникает, когда идешь по крутому повороту, и вдруг закругление увеличивается. В мире кривизна поворота всегда одинаковая, у нас строители любят довернуть покруче к концу. На машине-то это крайне неприятно. При повороте даже при неизмененном положении газа еще и скорость возрастает за счет движения колеса на чуть меньшем диаметре, а задние колеса (при заднем приводе), скользят. А на мотике из-за неожиданности можно «потерять голову».



Спустя несколько лет я услышал про «антируление» или «контрруление». У меня создалось впечатление, что и приятели мои, кичившиеся своим мотоциклетным стажем не очень знали про этот феномен. Во всяком случае, мне про него ничего не говорили. Я спросил у них – как же они меня, новичка, не предупредили, и услышал в ответ – как-то у нас так не получалось, просто клали мотоцикл, и он входил в вираж.

Правда, тут некое лукавство. Один из друзей, который первым начал «ездить» уже во взрослой нашей жизни, вскоре довольно сильно разбился, с переломами конечностей. Было это на крутом повороте. Говорит, что-то попало под колесо, его вынесло на встречную полосу и он оказался в чужом заборе. По геометрии поворотов в этом месте, скорее всего, могу предположить, что он резко «довернул» колесо переднее, его и вынесло. Обычно такое называют «не справился с управлением». Я и сам все время пытался объяснить себе свои проблемы с рулением в вираже какими-то превходящими факторами, пока не узнал про контрруление.

Ну да, класть мотоцикл — это классика жанра, можно пытаться это делать даже не трогая руль. Но ведь руль для того, чтобы рулить! Рассказывая про эту проблему тем, кто не ездил на мотоцикле, ни разу я не добился понимания. Все утверждали, что велосипед-то управляется поворотом руля, а значит и мотоцикл должен так же управляться. На самом деле – и да, и нет, велосипед тоже можно класть в повороте не шибко крутя рулем.

Контрруление противоречит интуитивному, наивному, житейскому пониманию физики, которое называется folk или naive physics. Из этой же серии вопрос, как измениться температура на кухне, если открыть дверцу холодильника. Или выльется ли чай из чашки, налитой до краев, если туда добавить сахар. Люди понимают физику не так, как есть на самом деле, так как законы физики часто противоречит здравому смыслу. Аристотелева физика (очень близкая к naive physics) помогала людям 2000 лет, прежде чем ее сменила Ньютоновская. Но, Аристотель ничего не знал о гироскопах… А Ньютон, которого осенило яблоко, стукнувшее его по лбу, ничего не знал про Энштейна с его относительностью. Впрочем, это совсем другая тема.

Гироскопических эффектов на самом деле два: это сохранение направления оси вращения тела при отсутствии внешних сил и, при появлении внешней силы — создание момента силы в перпендикулярной относительно оси вращения плоскости. Эти две стороны гироскопического эффекта демонстрирует опыт с раскрученным велосипедным колесом. Взяв за ось колесо, сильно раскрутите его. Если поднимать и опускать колесо не меняя плоскости вращения, оно будет вести себя так же, как и не раскрученное. Если же начать поворачивать колесо, то оно, мало того, что будет сопротивляться — начнет наклоняться. При повороте вправо оно наклонится влево, и наоборот. Вы почувствуете это руками.

Прием контрруления следующий: колесо нужно поворачивать в сторону, противоположную той, куда нужно повернуть мотоцикл. Маразм! Не буду описывать сложные формулы, почему так происходит. Переднее колесо как бы подламывается в повороте, на него мотоцикл наезжает. Факт налицо – если надо повернуть на скорости направо, нужно давить сверху на правую ручку, отталкивая ее от себя, а не тянуть на себя. Вообще, на скорости можно рулем не шевелить вовсе – достаточно просто наклонить мотоцикл в сторону поворота, и он сам пойдет куда надо. Но проще наклонять его не перемещением тела и центра тяжести, а именно контррулением. Трудно переделать рефлексы, но это так.

Как-то видел новичка заходящего на мост в вираже, который при прямом в общем мотоцикле сам сильно наклонялся, съезжал даже задницей с мотика, явно не догадываясь про эффекты контрруления. Он вел себя как колясочник на соревнованиях, когда седок служит противовесом. Было смешно.

А совсем недавно насмерть разбился какой-то крупный милицейский начальник на юге России, оказавшись под колесами встречного КАМАЗа. Версий было много, вплоть до мести преступных группировок, но когда показали место аварии все встало на свои места: он начал ездить недавно, выходил в правом повороте и просто – не зная про контрруление, потянул направо руль. Тотчас, пулей, вылетел он налево под колеса тяжелого грузовика.

Впрочем, контрруление не касается низкой скорости – там рулежка работает нормально, и мотоцикл поворачивает куда надо при повороте руля. На низкой скорости, на крутых поворотах во дворах положить мотоцикл сильно нельзя. Но даже небольшой его наклон дает резкое уменьшение радиуса поворота. И этим можно пользоваться. Только осторожно, мотоцикл в момент остановки норовит упасть по оси переднего колеса, повернутого вправо, как бы продолжая только что прерванное движение. И падает, ложится. Хорошо, если он легкий и его можно удержать ногами. Ну, а как в нем четверть тонны весу?

Кстати, мотоцикл-игрушка, которую подарили моему сыну, может делать повороты. На пульте вы поворачиваете джойстик в нужном направлении, и мотик устремляется, куда ему указано. Вот только – черт побери – колеса при этом у него поворачиваются в обратную сторону: вы рулите направо, а колеса поворачивают налево. В полном соответствии с принципами контрруления. Такая вот обучающая игрушка.

Про контрруление надо обязательно помнить при экстренных ситуациях. Именно здесь это правило оказывается критическим и спасает жизнь или, наоборот, губит седока. Успехов в освоении.

источник: http://region.maglan.ru/