В России стали покупать меньше дешевых автомобилей – их доля рынка по итогам января–июля стала меньше половины. При этом продажи машин стоимостью от 1 млн руб., напротив, увеличились. Средняя цена автомобиля в России по сравнению с прошлым годом тоже выросла – теперь она составляет около 780 тыс. руб. По мнению экспертов, спрос и дальше продолжит смещаться от бюджетных иномарок в сторону более дорогих автомобилей, которые предлагаются в более привлекательных комплектациях. Но помешать этому может новый виток кризиса.

Структура российского автомобильного рынка изменилась – за первые семь месяцев этого года менее половины продаж в количественном выражении (49,5%) пришлось на бюджетные модели стоимостью до 600 тыс. руб., следует из исследования Ernst & Young. В январе–июле прошлого года этот сегмент занимал 55,8% рынка. Доля машин ценой от 600 тыс. до 1 млн руб. тоже снизилась – на них пришлось 26,6% рынка. При этом доля дорогих автомобилей (1-1,5 млн руб.) в количественном выражении выросла до 14,4% против 9,6% годом ранее.

В целом в денежном выражении рынок за семь месяцев вырос на 28,4%, до 1,3 трлн руб. Продажи самых бюджетных машин и тех, которые стоят до 1 млн руб., в стоимостном выражении оказались одинаковыми – они принесли по 326 млрд руб., то есть 24,8% от общего объема продаж. Вместе они сгенерировали лишь около половины денежного объема продаж, хотя в количественном выражении занимают 76%, подчеркивают в Ernst & Young. При этом в денежном выражении на продажи машин от 1 млн до 1,5 млн руб. пришлось 21,4% рынка, или 281 млрд руб. Но больше всего денег дилерам традиционно принесли продажи машин премиального класса (от 1,5 млн руб.) – их было продано на 382 млрд руб., при том что их доля на рынке в количественном выражении составляет всего 9,5%.



Средняя стоимость автомобиля в России составляет 788 тыс. руб, она выросла на 12%. Самой высокой за этот год средняя цена машины была в марте (809 тыс. руб.), к июлю она снизилась до 776 тыс. руб. В Ernst & Young рост средней стоимости машины и сокращение доли бюджетных автомобилей объясняют «переходом в верхнюю ценовую категорию многих моделей». «Многие массовые бренды, которые раньше старались держать цены в пределах 600 тыс. руб., вывели на рынок модели с богатыми комплектациями, стоимость которых уже однозначно выше этой границы, спрос сосредоточился на них во многом из-за широких возможностей кредитования», – поясняет менеджер Ernst & Young Сергей Копьев. Он отмечает, что «свою роль в снижении доли бюджетных брендов сыграло и падение продаж АвтоВАЗа». Продажи завода падают с прошлого года, за семь месяцев этого года они упали на 13%.

Рост доли автомобилей ценой от 1 млн руб. в Ernst & Young связывают с тем, что многие бренды, например Kia и Hyundai, которые раньше не решались активно выводить на рынок модели этого сегмента, сосредоточились на них в этом и прошлом году. Продажи бюджетных моделей иномарок начали падать еще в 2011 году. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе–июле этого года продажи, например, Renault Logan упали на 16%, Chevrolet Lacetti – на 14%, Daewoo Matiz – на 12%.

Постепенный переход большого количества массовых моделей в ценовой сегмент от 700 тыс. руб. отмечают и в «Рольфе». Руководитель департамента корпоративных коммуникаций группы Мария Заикина подчеркивает, что рынок растет в денежном выражении и за счет увеличения продаж премиальных автомобилей, которые стоят от 1 млн до 1,5 млн руб. и более. При этом в компании считают, что сегмент бюджетных иномарок «имеет большой потенциал в качестве альтернативы при покупке отечественных машин, объем продаж этих моделей теоретически мог бы быть выше, поскольку сейчас он частично ограничивается производственными мощностями».

«В краткосрочной перспективе спрос однозначно будет смещаться в сторону автомобилей средней стоимостью 600-700 тыс. руб., в первую очередь за счет продаж в крупных городах»,– считает Михаил Пак из «Атона». Он подчеркивает, что от этого больше всего пострадает АвтоВАЗ, в линейке которого есть только дешевые автомобили. «Выходом в новый сегмент можно считать только Largus, но его продажи только начались, и пока нельзя судить о спросе», – говорит господин Пак. Однако, «учитывая общую нестабильность в экономике», добавляет он, в перспективе ближайшего полугодия спрос может вновь скорректироваться в сторону бюджетного сегмента иномарок, в том числе за счет возможного ужесточения условий кредитования.

источник: http://www.autostat.ru/