Популярнейшей маркой среди ленд–лизовских автомашин в СССР был, безусловно, «Студебекер». Этот трехосный грузовик стал настоящим символом военного автомобиля.

В начале Второй мировой войны «General Motors», выполнявшая заказ на трехосные грузовики грузоподъемностью 2,5 тонны для армии США, оказалась не в состоянии быстро удовлетворить спрос военных, ей предстояло разделить заказ с другими компаниями. И выбор пал на «Studebaker Corp. of America». Фирме предложили организовать сборку армейского автомобиля CCKW, разработанного GMС, но к тому времени на «Студебекере» уже был создан собственный грузовик US6. Испытав его, управление Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США приняло решение об организации серийного производства упрощенной гаммы US6 для поставок по лендлизу, в то время как грузовики GMC оставлять в армии США.
Особую роль сыграли «Студебекеры» в нашей реактивной артиллерии. Первые серийные «Катюши» БМ–13 монтировались на шасси трехосных грузовиков ЗИС–6, но их было не так много и уже к началу 1942 г. ЗИС–6 сняли с производства, и это осложнило проблему. Ставили реактивную установку на легкие танки Т–60, транспортные тракторы СТЗ–5, импортные грузовики GMC, Chevrolet, International и пр. Были попытки использовать ЗИС–5 и ничего не вышло. ЗИСы, равно как и ленд–лизовские «Шевроле», были слишком слабы, чтобы возить по бездорожью тяжелую установку с направляющими для ракет. Дело было не только в относительно маломощном двигателе — рамы у этих грузовиков не выдерживали веса установки. Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943 года был принят на вооружение унифицированный образец БМ–13Н. Базой для него выбрали «Студебекеры».

Всего за годы войны было выпущено около 200 тысяч грузовиков Studebaker US6. По статистике США СССР получил 187 970 из них. Это было чуть меньше чем за время войны изготовила вся отечественная автомобильная промышленность. Из общего числа реактивных боевых машин построенных за годы войны доля студебекера составила 54,7%, на другие ленд–лизовские шасси приходилось 34,4%. На этом фоне тем более грустна история, которая произошла с этим грузовиком в Советском Союзе после окончания войны: «Аккуратно подкрашенные, надраенные «студебекеры» летом 1945–го участвовали в Параде Победы. Ну а их менее нарядные собратья ехали на Дальний Восток – на последний фронт Второй мировой. Потом ленд–лизовские машины нужно было сдавать поставщикам в тех портах, куда они приходили два–три года назад. Очевидцы рассказывали, что у солдат и механиков на глаза наворачивались слезы: отмытые, ухоженные, еще вполне пригодные к службе автомобили тут же, в порту, пускали под пресс и везли на родину уже как металлолом.»

источник: http://dirty.ru/