Прочтя много комментариев на разных новостных сайтах и форумах,заметил,что к вопросу начала лицензионного производства Iveco LMV M65 в РФ отношение у людей неоднозначное. Пользуясь доступом к материалам журнала решил опубликовать (в немного ужатом виде) статью В.Семёнова из номера 12 за 2010 год,сравнивающую регулярно обсуждаемый нынче бронеавтомобиль Iveco LMV M65 и наш отечественный аппарат «Тигр»,который хотят «снять с пробега»с помощью итальянского конкурента.От себя я в эту статью ничего не добавлял,только перекомпоновал её и сократил вступительную и завершающую части.

«Золотые грабли или чем «ИВЕКО» лучше «Тигра».

…..основными преимуществами Iveco LMV M65 перед российскими аналогами руководство МО РФ считает: лучшие комфортность и защищённость, особенно противоминную стойкость. Казалось бы,всё ради сохранения жизни наших солдат! А в защиту социальных интересов нашего населения приводится такой аргумент, как возможность организации производства бронемашин Iveco LMV M65 на производственных площадях КамАЗа. Что позволит создать дополнительные рабочие места. Как красиво и цинично одновременно!

КОМФОРТНОСТЬ По заявленным характеристикам Iveco LMV M65 способна перевозить 5 человек. Только полностью экипированные пехотинцы долго в ней ехать не смогут. Их размещение в автомобиле осуществляется по схеме 2+3,в два ряда поперёк машины. На заднем ряду втроём тесновато, одному придётся постоянно торчать в открытом люке. При этом водитель и командир (передний ряд) практически изолированы перегородкой из распорок от бойцов, сидящих во втором ряду. Если по какой-то причине водитель потеряет возможность управлять машиной, его эвакуация через дверь возможна только снаружи,что в боевой обстановке означает попасть под огонь противника. Ведение огня из установленного на Iveco LMV M65 вооружения возможно только одним из 3х членов экипажа, располагающихся во втором ряду, из оружия, установленного на люке, либо только командиром машины при использовании дистанционно управляемого модуля вооружения (далее-ДУМВ). Перезаряжание оружия под огнём противника невозможно ввиду размещения боекомплекта (далее-БК) на крыше и в кормовом отделении, в том числе и личного оружия.

Ведение огня из личного оружия также неосуществимо ввиду отсутствия бойниц и невозможности открывания окон.В оправдание этого момента приводятся аргументы о низкой эффективности стрельбы через бойницы.Отчасти с этим можно согласиться,если Iveco LMV M65 выбрать «нужный» критерий оценки той самой эффективности.А если критерий выбран правильно,то окажется,что огонь из бойниц вполне эффективен. ….Если за критерий эффективности огня принять вероятность поражения отдельного врага при стрельбе из личного оружия через бойницу,то она мизерна.Но не надо забывать о том,что ответный огонь по противнику из бойниц машины не даёт и ему вести прицельный огонь по машине,в том числе,из таких средств,как РПГ.Думаю,не надо объяснять,к чему приведёт одно попадание из РПГ в бронмашину,будь то «Тигр»,Iveco LMV M65 или «Dingo».Если же всё же не повезло и итальянская машина потеряла подвижность,эвакуация экипажа из неё возможна следущими способами:десантом второго ряда-на любую из двух сторон,а также через люкв крыше машины;водитель может покинуть машину только на левую сторону через свою дверь,командир-только на правую сторону через свою дверь.В случае опрокидывания Iveco LMV M65 на один из бортов,что может случиться при подрыве машинына мине,ВУ или просто при наезде на препятствие,командир или водитель(в зависимости от того,на какую сторону завалится автомобиль) будут лишены возможности покинуть машину до прибытия помощи в виде БРЭМ или другой машины с краном и лебёдкой.В боевой обстановке это означает,что кто-то из экипажа Iveco LMV M65 останется в ней навсегда.В этой связи совершенно неясно,почему МО РФ так рьяно критикует отечественные БТРы с выходами личного состава на борта и борется за разработку в РФ БТРа с кормовым выходом,но в то же время принимает решение о закупке иностранной машины с такими же недостатками,на их взгляд,как на отечественных БТРах? пресловутые двойные стандарты или что-то другое? Небольшое расстояние между рядом сидений и поперечными трубчатыми распорками оставляет мало места для ног десантников,сидящих во втором ряду.При случайном наезде на ухаб,яму,при подрыве на ВУ это может привести к перелому ног.Стоит просто залезть в Iveco LMV M65 и посидеть в ней (во втором ряду)-тогда всё станет понятно.Конечно,если машина будет эксплуатироваться только на хороших дорогах,то особой опасности в этом нет,разве что если резко затормозить или во что-нибудь врезаться.Водитель в Iveco LMV M65 практически изолирован от других членов экипажа,как и её командир.

А как обстоят дела с эвакуацией и размещением экипажа в автомобиле «Тигр»? надо отметить,что недостатки компоновки Iveco LMV M65 и их возможные последствия при ведении боевых действий ,которые очевидны при сравнительном анализе,были учтены и устранены ещё на стадии проектирования отечественной машины.В однообъёмной бронекапсуле «Тигра»,внутренний объём которой превышает аналогичный параметр Iveco LMV M65 больше,чем на треть,перевозятся 6 человек,расположенные по схеме 2+2+2.При этом,любой из членов экипажа может без особых усилий занять место водителя после его эвакуации внутрь
салона машины.Также любые два члена экипажа могут занять место у оружия автомобиля для ведения огня в двух различных направлениях одновременно.Остальные бойцы имеют возможность вести огонь во всех направлениях из любого типа оружия (включая подствольные гранатомёты) изнутри машины через открывающиеся бронированные окна или бойницы.размещение в десантном отделении 4х человек как в полной экипировке,так и без более чем просторно.несколько слов о тактических возможностях сравниваемых машин.Возможность транспортировки в Iveco LMV M65 максимум 5ти человек (в оптимальном варианте-4х) потребует наличия минимум двух таких машин для перевозки отделения,т.е.6-ти машин на взвод (по стоимости-не менее 75 млн.руб).При этом совокупный боевой потенциал отделения сильно сокращается из-за ограничений по боевым возможностям и в связи с необходимостью организации доп. взаимодействия в рамках одного отделения и взвода.При этом говорить о высоких защитных свойствах Iveco LMV M65 не имеет смысла,так как попав в засаду она становится лёгкой целью для расчётов крупнокалиберных пулемётов и гранатомётов ввиду того,что не сможет помешать им ответным огнём,хоть и неприцельным. …Искусственное насаждение этих машин в структуры ВС РФ увеличит разунификацию,затруднит решение вопросов снабжения и поставит их эксплуатацию в прямую зависимость от поставок запчастей и эксплуатационных материалов из-за рубежа (стран НАТО).Таким образом,становится вообще непонятно,нужна ли такая машина нашей армии.Положительным в бронемашине Iveco LMV M65 является то,что в ней установлены более комфортные,чем в «Тиграх» сиденья.Однако,по объяснениям представителей «военно-промышленной компании»-разработчика,производителя и поставщика автомобилей «Тигр»,все их попытки предложить более эргономичные и удобные сидениявстретили категоричный отказ со стороны руководства МО РФ.Мотивировалось это тем,что машина военная,комфорт — не требуется,более важное значение имеет пожаробезопасность.Теперь наличие комфортных кресел трактуется как одно из преимуществ итальянской машины.Что касается пожаробезопасности,то в Iveco LMV M65 огнетушитель находится снаружи в кормовой части (внутри для него нет места),и при возникновении пожара внутри воспользоваться им в боевой обстановке не представляется возможным.В «Тигре» огнетушители расположенвы внутри салона,а силовое отделение оборудовано автоматической системой пожаротушения.

ЗАЩИЩЁННОСТЬ Заявленный разработчиками 3й уровень защиты автомобиля Iveco LMV M65 по STANAG 4569 (как бы должен соответствовать классу 6а по ГОСТ 50963-96) в РФ пока никем не проверялся и требует подтверждения. Два итальянских автомобиля,закупленные «КамАЗом» по просьбе МО РФ якобы для проведения испытаний итальянцы не разрешили ни обстрелять,ни подорвать. Во время приезда Сердюкова в Больцано (Италия) весной 2010 года итальянцы продемонстрировали баллистическая стойкость машины демонстрировалась так:в тир пригласили руководителя и несколько представителей российской делегации,туда же принесли фрагмент защиты,который обстреляли несколькими пулями. Пробития фрагмента не было,что привело в восторг представителей российской стороны.Был ли этот фрагмент в действительности фрагментом конструкции Iveco LMV M65, из какого оружия и какими пулями по нему стреляли-никто из российской делегации не знал. Оценка же уровня защищённости автомобиля Iveco LMV M65, проведённая экспертами путём внешнего осмотра машины и изучения имеющейся документации, вызывает большие сомнения в в соответствии вышеупомянутому стандарту защищённости.И вот почему.прежде всего,бронестёкла имеют толщину не более 60 мм,когда даже отечественное бронестекло для соответствия классу 6а ГОСТ 50963-96 имеет толщину около70 мм.При этом в мире признано,что бронестекло российского производства на сегодняшний день-самое прочное и обычно в 1.2-1.5 раза тоньше импортных образцов при той же стойкости,о чём не раз заявляли испытывавшие стёкла иностраннве эксперты.

Утверждается,что высокий уровень защиты бронемашины Iveco LMV M65 достигнут за счёт использования в её конструкции некой «бронекапсулы» с панелями из керамической брони,выполненными по форме защищаемых мест(дверь,панель передка,панель боковины и т.п.).При изучении итальянских рекламных материалов автор бронекапсулы в конструкции машины не нашёл.Есть некое сооружение,типа каркаса из труб,на которые при помощи крепежа устанавливаются керамические и стальные бронепанели.Керамическая броня-это передовая западная технология.Причём совместной разработки. керамику по заказу Iveco делает немецкая фирма BARAT Ceramics и собирает её в панель по форме детали.Формы деталей заранее оговорены в контракте,резать,подгонять ничего не надо,керамика сделана в нескольких размерах и сразу ложится на своё место.Затем керамические панели едут в Италию,где их соединяют с подложкой из высокопрочного полиэтилена,изготовленного в голландии компанией Dyneema,-получается панель керамической брони.Без подложки керамическая панель-не более,чем украшение.



Маловероятно,что при запуске производства итальянских машин в России,технологии,принадлежащие не только Италии будут переданы нашей стране. по сообщениям СМИ,их не получили даже американцы, союзники по блоку. Прелесть керамических бронепанелей в том,что при той же стойкости,что и броневая сталь,она на 40% легче.Но зато и на порядок дороже и никак не может быть использована для повышения или обеспечения противоминной стойкости машины.Каждая панель на Iveco LMV M65 крепится на свою деталь кузова,который,в свою очередь,выполнен из обычного листового железа на каркасе из труб.На этот кузов можно ставить обычные элементы9двери,крышу,окна и т.д.) и получается обычный внедорожник;если ставятся бронепанели-«суперзащищённый» Iveco LMV M65

Подчеркну ещё раз,что даже из фирменного «ивековского» буклета видно,что никакой бронекапсулы в конструкции машины нет и не может быть в принципе. Внешний осмотр машины экспертами выявил и то,что в отдельных местах панели керамической брони всю защищаемуюплощадь так называемой «бронекапсулы» и не перекрывают.В тех местах,где это сложно(а панели керамической брони м.б. только плоскими) или по габаритам невозможно обеспечить защиту керамикой,установлены вставки из обычной стальной брони,Жпричём их стойкость не соответствует 3-му уровню защиты по STANAG(тем более,требованиям ГОСТ Р 50963-96 по 6а классу защиты).Таким образом,в бронеконструкции машины образуется немало ослабленных зон.Итальянцы вопросы на эту тему парируют быстро:»наша техдокументация допускает до 15% ослабленных зон от площади защищаемой проекции».то есть,1/6 часть с каждой стороны и скрыши тоже.В общей сложности выходит,что примерно 2-3 кв.метра «бронекапсулы» Iveco LMV M65 не защищено!

В РФ ГОСТом тоже допускается наличие ослабленных зон в бронемашинах,но только это не распространяется на военную технику.Такое допустимо,например,на инкассаторских машинах или при бронировании представительских автомобилей. Элементы из керамических бронепанелей на неметаллической подложке при пробитии брони не дают осколков,из-за этого нет необходимости днлать внутри машины противоосколочное покрытие.Осколки керамики задерживаются полиэтиленовой подлжкой,однако в тех местах,где стоят элементы из обычной бронстали (тем более,в ослабленных зонах) антиосколочное покрытие не помешало бы! Но на Iveco LMV M65 оно отсутствует везде. Вгазете «Независимое военное обозрение» в статье «Броня крепка,но запад нам дороже» Сергей Суворов рассказал об особенностях керамической брони,установленной на Iveco LMV M65 .оказывается,подложка бронепанелей при минусовых температурах становится хрупкой,при попадании пули,керамическая броня в этих условиях просто раскалывается.Впрочем,для итальянской зимы такая броня вполне сгодится.Кстати,в РФ керамические бронепанели делаются на подложке из алюминия,что на 10-15% тяжелее,нонадёжнее и на морозе они работают.

Если нынешнее военное руководство так печётся о жизни наших солдат,не проще было бы заказать для «Тигров» панели из отечественной арамидной нити?Такая панель даже легче керамической(1 кв м весит чуть более 4 кг против 20 кг только одно полиэтиленовой подложки без керамики),обеспечивает хорошую баллистическую защиту,пожаробезопасность и шумоизоляцию.один недостаток-дороже.Для такого пакета надо не менее 4 кг арамидной нити,а её цена сегодня-примерно 14 тысяч руб за кг (импортные кевлар и тварон,конечно,дешевле,но и тяжелее).И чтобы читателю было совсем ясно,несколько слов о стандартах.Сравнивая уровень защиты «Тигра» и Iveco LMV M65 пользуются неким соответствием классов защиты по ГОСТ и STANAG.Но «дьявол в деталях»-есть важные нюансы,которые надо учитывать. При определении соответствия стойкости защиты на Западе считается,что она соответствует заявленному стандарту,если не пробита 50%(!) попавших пуль (снарядов,ракет и т.д.) плюс одна.То есть,если по машине сделано 20 выстрелов и 9 пуль пробили защиту,а 11-нет,то уровень защиты считается соответствующим! Например,если по Iveco LMV M65 будут стрелять из СВД патронами с пулей Б-32 со 100 или более метров и из расстрелянного магазина 4 пули прбьют её защиту и убьют 4-х членов экипажа из 5,то всё равно,по итальянским меркам,защита машины соответствует норме.По российсим ГОСТам такое недопустимо! У нас,кстати,пробитием считается образование с внутренней стороны выпуклости с микротрещиной,через которую просачивается 9не протекает,а просачивается) керосин.И если такое случается хоть после одного попадания из 100,защита не будет соответствовать норме.Словом,ещё неизвестно,что лучше:итальянский 6а класс или российский 5-й. специальное транспортное средство «Тигр» изначально проектировалось под 100% уровень защиты,поэтому конструкция бронекапсулы (в «Тигре» она как раз есть) создавалась с учётом этих требований.Специальные технические решения по защите в сложных местах (петли,ручки,замки дверей и т.п.) привели к увеличению массы машины нв 200 кг.Инженеры IVECO на этом сэкономили,поставив под угрозу безопасность экипажа.

При таком количестве ослабленных зон,считать Iveco LMV M65 соответствующим классу 6а ГОСТ 50693-96 неправильно.В первую очередь такими зонами являются бронестёкла,которые наверняка пробиваются не только 7,62 пулей Б-32 винтовки СВД,но и пулями более слабого оружия (например ,пулями М80 патрона 7,62х51 НАТО или пулями с термоупрочнённым сердечником патрона 7,62х39 ). Кроме того,сознавая большую разницу в стоимости стальной брони и керамики с неметаллической подложкой не в пользу последней (несколько тысяч рублей против 2000 евро за кв.метр)и понимая отсутствия у МО РФ и других ведомств технологии,оборудования и спецов по ремонту повреждений керамической брони (а после двух,максимум трёх попаданий,керамическую панель надо менять),наши специалисты сделали «Тигр» из высокопрочной броневой стали. Армейский вариант «Тигра»ГАЗ-233014 выполнен по 3-му классу защиты в соответствии с ГОСТ 50963-96 и вроде как уступает уровню защиты Iveco LMV M65 .Но,как оказалось,такой класс защиты определило в техзадании само МО РФ.Например,для МВД РФ поставляются автомобили «Тигр»,бронированные по 5 классу защиты по ГОСТ 50963-96. Совсем недавн стало известно о разработке нашими специалистами новой броневой стали,способной при той же толщине корпуса и массе «Тигра» обеспечить экипажу 6а класс защиты по ГОСТу. Технологично,просто и значительно дешевле,а главное-надёжно.

Неподтверждённые заявления итальянцев о способности Iveco LMV M65 выдержать подрыв под колесом или днищем взрывного устройства мощностью 6 кг тротила (по некоторым другим «источникам»-до 8 кг) требуют проверки. В СМИ было опубликовано фото подорванного Iveco LMV M65 с подрисуночными подписями,говорящими о том,что машина подорвалась на устройстве мощность не менее 6 кг тротила,при этом никто из членов экипажа не пострадал. Изучение фотографии выявило то,что эти заявления не соответствуют действительности.При взрыве устройства под правым передним колесом машины в нижней части так называемой «бронекапсулы» образовалась пробоина площадью 2-3 кв.дм,через которую избыточным давлением взрывной волны вырвало переднюю правую дверь и верхний люк.При этом шансов остаться в живых у экипажа не было,хотя специалисты фирмы-производителя пытаются убедить всех в обратном.Опять же,стандарты на западе такое допускают.Например,член экипажа считается выжившим после взрыва машины на взрывном устройстве,если он дышит.Если он умрёт через нескролько минут после эвакуации из подорванной машины,то это уже другая история . «Нежная » подвеска Iveco LMV M65 привела к тому,что было оторвано и заднее правое колесо.Переднее правое колесо улетело вместе с узлом подвески (рычаги подвески срезало по болтам). Бронепанели из керамической брони не являются защитой против мин и взрывных устройств..Таким образом,противоминная защита Iveco LMV M65 ,скорее всего,мало чем отличается от аналогичной защиты «Тигра».Напротив,его стальная бронекапсула должна противостоять взрывной волне лучше,чем сборно-каркасная конструкция «итальянца».Взрывной волне в Iveco LMV M65 противостоит всего-навсего плоский (не V-образный,а именно плоский) лист из броневой стали (хочется верить,что не из обычной) толщиной несколько миллиметров.За ним-только рама автомобиля и жестяной пол кабины.Интересно,кто из заявлявших о том,что Iveco LMV M65 «держит»взрыв под колесом 6 кг тротила готов на себе испытать надёжность противоминной защиты при подрыве этих самых 6 кг?

ПОДВИЖНОСТЬ По показателям подвижности автомобили семейства «Тигр» имеют абсолютное превосходство над Iveco LMV M65 .Это наглядно показала видеозапись сравнительных испытаний на проходимость в Бронницах,размещённая редакцией газеты «Московский комсомолец» на своём сайте.Там хорошо видно,как итальянская машина,проехав по снегу 10-15 метров ,закопалась в нём и встала.»Тигр» бежал по снежной целине как по хорошей грунтовой дороге. После этого сравнительные испытания Iveco LMV M65 с российскими аналогами прекратились.Были оформлены акты проведения испытаний итальянской машины с положительным для неё результатом,хотя по плану предполагалось продлить испытания до осени 2010 года. Подвеска бронеавтомобиля «Тигр» позаимствована у проверенного в боях БТР-80. Iveco LMV M65 превращался в боевую машину из гражданского внедорожника со всему вытекающими отсюда последствиями. Силовая установка Iveco LMV M65 оснащена 3-литровым дизелем,мощностью 190 л.с. и имеющим крутящий момент 456 Нм.При этом силовое отделение скомпоновано так плотно,что другой,более мощный двигатель установить в него вряд ли получится.Отечественные «Тигры» пока оснащаются 5,9-литровым дизелем мощностью 205 л.с.с крутящим моментом 705 Нм. Есть модель «Тигра» с 420-сильным дизелем.Есть сведения о том,что изготовлен и проходит испытания образец «Тигра» с отечественным 240-сильным дизелем отечественного производства.Именно двигатель «Тигра»,американский Cummins 205 ,не давал машине долгое время стать полноценной боевой единицей в РА.

По требованиям МО РФ,вся военная техника должна была быть из отечественных комплектующих. И вдруг на снабжение ВС РФ вдруг принимается полностью иностранная машина,хотя Италия субъектом РФ пока не стала. Причём,даже это ситуацию бы не спасло,поскольку бронемашина состоит не только из итальянских комплектующих:броня-интернациональная,коробка передач ZF-немецкая,ДУМВ-норвежский.Наивно думать,что страны НАТО передадут нам эти технологии.Поставка сборочных комплектов и отвёрточная сборка,вот что в лучшем случае будет происходить с Iveco LMV M65 в нашей стране. По заявленным итальянцами характеристикам,машина сохраняет свою работоспособность в диапазоне температур от -32 до +49 градусов Цельсия.Даже для Европейской части РФ такой диапазон недостаточен,не говоря уже про более северные районыотечественные специалисты должны обеспечить эксплуатационный диапазон машины от -50 до +50 Это стандартное требование ко всему нашему вооружению и военной технике наших ВС.Ничего нового здесь нет.Однако выполнение этого условия требует немалых средств и времени.Почему же на снабжение нашей армии принимается иностранный образец, не соответствующий данным требованиям? Причём «Тигры» в РФ уже эксплуатируются во всех климатических зонах-от Мурманска до Сочи,от Хабаровска до Санкт-Петербурга. Глубина преодолеваемого брода у «Тигра»-1,2 м,у Iveco LMV M65 -только 0,85 м.

ЦЕНЫ И ПРОИЗВОДСТВО Приобретённые осенью 2009 года ОАО «КамАЗ» для МО РФ два образца Iveco LMV M65 обошлись предприятию в 300 тыс евро за машину без учёта стоимости транспортировки (эта цифра подтверждена Федеральной Таможенной службой РФ).С учётом того,что обещание министра обороны о выпуске машин в РФ надо будет выполнять,понадобятся средства для обозначения хотя бы сборочного производства.Это,естественно,увеличит стоимость бронемашины для армии.Сюда надо добавить затраты на обучение специалистов и организацию сервисного обслуживания,стоимость навигационного оборудования и связи.В результате,автомобили Iveco LMV M65 будут обходиться российским налогоплательщикам примерно в 20-23 млн за машину.»Тигры» сегодня обходятся армии около 5 млн. за штуку.Кроме того,система техобслуживания и сервиса для них уже есть.

источник: http://ru-armor.livejournal.com/