АвтоВАЗ не может похвастаться спросом на свои автомобили за рубежом, по большей части экспорт ограничивается странами СНГ. Правда, время от времени у компании случаются экзотические контракты, к примеру с Кубой или Венесуэлой. Теперь у АвтоВАЗа появилась возможность расширить географию поставок за счет Северной Кореи.

В отчетности АвтоВАЗа за второй квартал список основных экспортных направлений пополнился новой страной — КНДР. Как пояснили в компании, в первом полугодии этого года АвтоВАЗ поставил северокорейской фирме Lucas Trading 250 машин, в основном Lada Priora и Lada 4×4. Будут ли продолжены поставки, на заводе не уточнили.

В компании напомнили, что они сотрудничают с КНДР не первый год: в 2008 году автозавод заключил контракт на 600 Lada Priora и 250 Lada 4×4 для нужд госструктур КНДР и сразу поставил 500 автомобилей в адрес фирмы Lucas Trading. В конце 2008 года также сообщалось, что Пхеньяном подписан еще один госзаказ — на 1100 авто­мобилей. В 2009 году АвтоВАЗ отгрузил в КНДР 530 легковушек, в 2010 году заказов не поступало.

Впрочем, старенькие автомобили Lada и «Волга» и без того часто встречаются на дорогах Пхеньяна. Источник РБК daily, знакомый с североко­рей­скими реалиями, говорит, что поставки в КНДР осуществляют также Ульянов­ский автозавод (машины скорой помощи) и белорусские производители грузовиков и карьерной техники. Конкуренцию российским автомобилям в этой стране в основном составляют машины китайского производства.



Но если в КНДР АвтоВАЗ может чувствовать себя уверенно, то на традиционных экспортных рынках его как раз теснят корейцы, правда, из южной части Корейского полуострова. АвтоВАЗ в своей отчетности признался, что в мае и июне уступил компании Hyundai первенство по числу проданных автомобилей на Украине, крупнейшем для завода экспортном рынке. На Украину, где в первом полугодии компания продала 13,6 тыс. автомобилей, пришлось 56% всего экспорта АвтоВАЗа.

«АвтоВАЗ теряет позиции под давлением китайских автопроизводителей, они способны предлагать дилерам лучшие условия, а Hyundai, наоборот, вырвалась вперед за счет новой модели — Hyundai Accent (в России продается как Solaris. — РБК daily)», — комментирует аналитик «Ренессанс Капитала» Иван Ким. Не последнюю роль играют и более выгодные условия кредитования покупки иномарок. «Стоимость Lada Priora в максимальной комплектации сопоставима с Hyundai Elantra украинской сборки, а характеристики и по безопасности, и по надежности, и по комфорту отличаются существенно — не в пользу АвтоВАЗа», — добавляет Олег Пронин из украинской инвесткомпании Dragon Capital.

В июле АвтоВАЗ с минимальным перевесом отвоевал у Hyundai первенство, но если российский завод не удивит Украину новыми конкурентоспособными моделями, в долгосрочной перспективе процесс вытеснения АвтоВАЗа с рынка будет хотя и постепенным, но необратимым, считают эксперты. За последние десять лет доля АвтоВАЗа на украинском рынке уменьшилась с 56 до 15%.

Теряет позиции АвтоВАЗ и на некоторых других зарубежных рынках. Например, в связи с «политическим и экономическим кризисом в стране» в первом полугодии совсем не осуществлялись поставки автомобилей в Египет (правда, 192 сборочных комплекта было отгружено на завод «Лада-Египет», собирающий Lada 2107).