Пару лет назад, моего знакомого пытались «развести» на Киевском шоссе. Было у него и ОСАГО и КАСКО. Но жулики действовали по старой, проверенной схеме — запустили картошкой в заднее крыло, затем прижали к обочине и с воплями: «ты ободрал нам машину и теперь должен денег» исполнили танец с бубном вокруг машины. Причем один из организаторов козырял корочкой помощника депутата Госдумы. Мой знакомый не первый день за рулем и сразу набрал 02, назвав номер автомобиля на котором его прижали к обочине, а так же отметил, что один из угрожающих ему людей — помощник депутата. (Напомню, что служба 02 записывает все разговоры). Через 10 секунд от «потерпевших» след простыл …Впрочем, не стоит думать, что звонок в полицию или страховую компанию — это идеальная палочка-выручалочка. Будь так, о «подставах» на дорогах мы бы давно забыли. И не стоит забывать, что «подстава» — это криминальный бизнес, и участвуют в нем не мелкие мошенники. Просто с приходом обязательного страхования они стали точнее выбирать жертву.

Кто жертва?

В группу риска, прежде всего, попадают владельцы автомобилей стоимостью от 450 000 до 800 000 рублей. А еще вы должны быть не слишком опытным водителем, но обязательно платежеспособным человеком. Если у вас дорогая машина, жулики рисковать не станут: а вдруг у вас есть влиятельные друзья? Также вы не попадаете в группу риска, если вы везете пассажиров — лишние свидетели, могут поднять кипиш. Часто выбирают нервного или куда-то спешащего водителя — ведь в этом случае куда легче организовать «подставу».

Смотрите в зеркала!

Чтобы избежать классической «подставы» нужно просто внимательно смотреть в зеркала и не делать никаких резких маневров. Если в «мертвой зоне» «висит» автомобиль, параллельно ускоряется и замедляется, возможно — вы жертва. В этом случае самый простой способ — включить «аварийку» и медленно остановиться. Ни в коем случае не нужно перестраиваться. Причем абсолютно не важно, в каком ряду вы движетесь. Если это не «подстава», то вас ждут лишь возмущенные сигналы других участников движения. Иногда «подставу» совершают в ночное время, причем у машины, которая зависла в «мертвой зоне» зеркал, не будут включены габаритные огни…

Поздно пить боржоми

Что делать, если вы все-таки стали жертвой подставы? Первое, и самое главное — не принимайте никаких необдуманных решений. В состоянии шока человек может подписать даже дарственную на дом. Не давайте никаких обещаний и расписок. Не сообщайте никаких данных о себе, в том числе не давайте телефонный номер. Как отмечают психологи, задача мошенников «развести» вас, пока вы находитесь в состоянии шока. Есть свидетели — хорошо. Запишите их контакты. Не убирайте машину с места ДТП (даже если вместо ДТП в заднем фонаре вашего авто торчит картофелина), оставьте там, где остановили вас злоумышленники. Думаю, не нужно напоминать, что у вас есть ОСАГО и с точки зрения гражданской ответственности вы защищены, и финансовая сторона ДТП лежит на страховой компании.



Незамедлительно вызывайте сотрудника ГИБДД, и лучше это сделать через 02. Причем вызывайте самостоятельно, поскольку организаторы «подстав» порой работают в паре с силовыми структурами. Вызывайте страхового комиссара — у них глаз наметан на такие случаи и редки случаи тройного сговора. Поверьте, когда он увидит небольшую царапину или вмятину на боку вашего автомобиля, и развороченную машину мошенников, то быстро сделает правильные выводы.

Сергей Канаев, председатель московского отделения Федерации Автовладельцев России

Дорожные подставы действительно эволюционировали. Лихих одиночек-камикадзе в кожаных куртках, на удачу ловящих на свои крылья и бамперы «лохов», больше не встретить. Индустрия систематизировалась, и дела теперь ведут отлично сработанные команды, в которых, к сожалению, никогда не обходится без сотрудников органов правопорядка.

Простой пример: вы попадаете в легкое ДТП — возможно, даже без единого следа как на вашей машине, так и на машине второго участника. Раз нет повреждений и взаимных претензий — разъезжаетесь восвояси. А через некоторое время вы с удивлением обнаруживаете, что на вас заведено дело по факту скрытия с места аварии — за такое, между прочим, наказывают лишением прав на полтора года. Само собой, у заявителя к этому моменту есть и «свидетели», и надлежащим образом оформленный пакет необходимых документов. Средний размер суммы, которую с вас потребуют для прекращения дела, составляет от 100 до 300 тысяч рублей.

Бывают и другие случаи: недавно один автомобилист чуть не наехал на старушку. Она сама поскользнулась и упала на дорогу, и более того — касания машиной вообще не было. Тем не менее, водителя чудом удалось спасти от привлечения к ответственности. Почему? Просто потому, что у пенсионерки было два свидетеля — оба оказались ее сыновьями, работающими в милиции.

Как бороться с подобными случаями? В первую очередь, необходимо обзавестись видеорегистратором. Раз борьба перешла из плоскости грубого «прессования» в плоскость правовую, запись происшествия будет вашим главным доказательством собственной невиновности. Кроме того, необходимо сразу же собрать данные с максимально возможного числа свидетелей аварии — несмотря ни на что, их показания имеют немалую силу. А дальше — не стесняйтесь подавать в суд и отстаивать там свои права, а также не бойтесь предавать историю широкой огласке. Пишите о происходящем в Интернет, подключайте СМИ — в общем, делайте всё, чтобы ход дела был на виду. Мошенникам гораздо труднее реализовать свои планы, если за их руками непрерывно следят.

Андрей Ломанов.

CARS.ru