Жаль, конечно, что мы так и не потестили иранский поезд, но и путешествия на местных автобусах доставили массу удовольствия. Без шуток.

Во-первых, автобусы в Иране очень комфортны, особенно бизнес-класс. Во-вторых, такого количества приколов давно не было в путешествии: довелось и с гаремом прокатиться, и пистолеты в дорогу покупать, и на дневную молитву сходить…

Другие пассажиры постоянно тайком бросали взгляды на нас с lovigin, а в их глазах читались масса немых вопросов «зачем они все время фотографируют?», «почему временами на них нападает истерика?», «чем их так веселит иранский Луи де Фюнес на экране телевизора» и «кто такой Купитман и почему они все время с него ржут?»

Смех смехом, но передвигаться по Ирану на автобусе можно совершенно спокойно: это и комфортно, и дешево, и по пути можно увидеть что-нибудь интересное, и сюжеты ловишь один за другим. Даром, что это получается на пару часов дольше, нежели самолетом, но точно в разы веселее…

В общем, в этом посте будут не только шутки и рассказ о веселых ситуациях по пути, но и практическая информация относительно путешествий на автобусе по Ирану.

Итак, мы пользовались услугами автобусов трижды: по пути из Тегерана в Исфахан, из Исфахана в Йезд и из Йезда в Шираз. Заранее ознакомившись с информацией, касающейся автобусного сообщения, мы уже знали, что в Терминале (а автовокзалы в Иране называют не bus station, а bus terminal) нужно найти офис по продаже ВИП-билетов, тогда путешествие будет комфортным. Итак, Тегеран. Первый опыт. Берем такси от своего отеля и направляемся в Terminal-e Jonoob. Автобусы в Исфахан отсюда отправляются каждые 10-15 минут прямо, как из Севастополя в Симферополь. Едва мы вышли из такси, к нам подлетает местный зазывала и быстро-быстро перечисляет все города которые знает, чтобы понять, куда нам нужно ехать. Говорим, что нам нужно в Исфахан и он зовет:
— Пойдем за мной, — и, не дожидаясь отрицательного ответа, быстро устремляется в терминал.
— Пойдем, посмотрим, что он предложит, — пожимает плечами Ловыгин и мы идем вслед за зазывалой.
На самом деле, в Иране это абсолютно нормальная практика и вот почему зазывалы стоят аж около стоянки такси.

3. Взглянув на терминал, вы увидите десятки автобусов непосредственно на платформе и еще десятков пять, снующих поблизости, словно огромные муравьи, в поисках пассажиров. Все эти автобусы принадлежат разным фирмам перевозчикам, конкурирующим друг с другом. Кстати, вид этих автобусов очень порадовал, т.к. после раздолбанных местных такси, мы готовы были ожидать на автовокзале всего, чего угодно, вплоть до ушатанных старых полукруглых Мерседесов

4. Билет покупается не в обычной кассе, как мы привыкли у нас, а в кассе-офисе как раз конкретной транспортной компании. Вот почему зазывалы разбегаются по всей округе в поисках потенциальных пассажиров. Их задача привести человека именно к своей кассе, чтобы он не купил билет у соседей.
Билет на автобус Тегеран-Исфахан обошелся каждому из нас в 260 тысяч риалов (520 рублей), отправление пообещали через 10 минут и все тот же зазывала повел нас к автобусу…

5. Так выглядит автобусный билет иранских автобусных линий.

6. Большинство междугородних автобусов в этой стране довольно приличного уровня, все сплошь ведущих европейских производителей — Scania, MAN, Mercedes. В каждом автобусе обязательно два водителя, горячий чай, вода, мусорный контейнер и .. бортовое питание.

7. Не успели мы отъехать от терминала, как началось форменное веселье в исполнении человека в белой рубашке с усами и непонятно откуда взявшегося добровольного помощника.

8. Человек, голос которого оказался не слабо натренированным, принялся на всю ивановскую выкрикивать «Эсфахан, Эсфахан», довольно бодро наполняя его пассажирами, сначала идущими в терминал, а затем и вовсе на дороге! Ловыгин даже пошутил, что его было бы очень эффктивно прицепить впереди автобуса, как фигуры на бушпритах у старинных парусников, чтобы он все время выкрикивал «Эсфахааан, Эсфахааан!»

9. В общем, это был тот самый момент, когда у других пассажиров в глазах повисли вопросы «Зачем они это снимают?» и «Почему они все время смеются?».

10. Нет, ну на самом деле, смеяться было с чего. Усатый работал настолько лихо и весело, что за каких-то 10 минут наполнил автобус под завязку, и в какой-то момент мы даже предположили, что будут стоячие места. Но нет, за этим строго следит полиция: рейсовые автобусы обязаны отмечаться на специальных чек-пойнтах и довольно часто полицейский поднимается, окидывая взглядом салон.
А потом… потом оказалось, что орущий человек вообще водитель нашего автобуса!

11. В общем, набрав полный автобус пассажиров, усатый в белой рубашке сел в водительское кресло, а его напарник, раздав всем желающим горячий чай, удобно устроился впереди автобуса… а потом они удивляются, что мы все время ржем

12. По пути автобус несколько раз останавливается на специальных «привалах», на которых есть небольшой кафетерий, магазинчик со сладостями и сувенирами, туалет и мечеть….

13. Причем, мечеть — основная цель остановки. Часть пассажиров, ополоснув ноги, как того требует Коран, направляются для молитвы в маленькое помещение, выполняющее функцию мечети

14. Ну как не сфотографировать совершенно потрясающий стульчак со спинкой. Никогда такого не видел) Фото однозначно отправляется в мой новый тайный инстаграм аккаунт с приколами со всего мира

15. В отличие от двух других автобусов, которыми мы путешествовали позже, в исфаханском нам не предлагали ланч-боксы с бортовым питанием. Вместо них на одной из остановок поднялся продавец бананов. Затем продавец воды. Затем продавец еще чего-то, уже не помню. В общем, в этом плане все как у нас

16. Примерно на середине пути заместитель водителя вдруг вспомнил, что в автобусе есть телевизор и DVD-проигрыватель и, разобрав половину торпеды, достал из закромов несколько дисков. Посовещавшись с водителем, поставил ….

17. … рекламу! Кроме шуток. Один за другим на экране сменялись средства для мытья посуды, стиральный порошок, какие-то снеки и шоколадки. А потом они спрашивают, почему мы все время ржем?



18. Наконец, минут через 15 начался какой-то иранский фильм с мужиком, очень похожим на Луи де Фюнеса в главной роли. Если бы не женщины сплошь в платках на экране, я бы даже подумал, что это незнакомая мне версия Фантомаса.

Вообще, нужно сказать, что иранское ТВ — это отдельная достопримечательность страны и через несколько часов в отеле мы наперебой фотографировали экран телевизора и умирали от смеха, листая каналы (ждите в ближайшее время обзор Иран-ТВ в блоге у мсье lovigin)

19. Следующим был переезд из Исфахана в Йезд. В терминале Исфахана мы уже сразу отправились к стойке нужной компании, заранее проверив рейсы в интернете. Покупаем билет за 140 тысяч риалов (280 рублей) и направляемся на посадочную платформу

20. И вдруг видим, что в наш автобус друг за другом загружаются дамы в черных хиджабах. Одна, вторая, пятая, десятая, двадцатая, двадцать восьмая….
— Гарем, однако, — подумал Штирлиц.
— Попробуй только посмотри не так, как следует, — подумал гарем…

21. Что делать? Все-таки опасно, 28 женщин в черном, а у меня только Ловыгин в качестве защиты. Пришлось купить в киоске по соседству пистолет. Мало ли что в дороге…

22. Игильненько.
Когда Петя увидел пистолет, у него случилась форменная истерика и я его понимаю, сам охренел, когда, покупая воду, увидел это чудо

23. Автобус в этот раз был похуже, чем из Тегерана — расстояние между сиденьями меньше, зато корзинка с чаем больше)

24. А еще в этом автобусе раздавали бортовое питание, о котором я писал отдельно.

25. На самом деле, пистолет не пригодился. Во-первых, Ловыгин надежно защищал мои фланги, а во-вторых, дамы в хиджабах оказались студентками местного ВУЗа и все как одна углубились в чтение конспектов по сопромату (!!!), едва мы тронулись от автостанции.

26. В какой-то момент второй водитель попросил дать послушать мою музыку и остался в полном восторге от Сплина

27. Последний автобусный переезд был у нас самым комфортным. 5-часовую дорогу из Йезда в Шираз нам предстояло преодолеть на VIP-лайнере MAN. Сначала мы лишь улыбнулись, увидев надпись VIP (ага, здесь все ВИП или Люкс), затем удивились, заплатив по 300 тысяч (600 рублей) за билет, а затем…

28. … порадовались, поднявшись в салон. Автобусный бизнес-класс, ни дать, ни взять.

29. Расстояние между креслами такое больше, а кресла настолько просторные, что даже nemihail остался бы доволен поездкой.

30. Уже традиционно, с целью безопасности, затариваемся на автостанции пистолетами видели бы вы истерику Ловыгина, когда я сказал, что боюсь ехать без пистолетов

31. Честно говоря, даже в бизнес-классе самолетов места для ног меньше, чем в этом автобусе. Сказать, что мы проехали 400 километров с комфортом — ничего не сказать. Можно и поспать нормально, разложив сиденье почти в ровную поверхность, и посидеть с компьютером, и даже поиграть в шахматы

32. Ну и, конечно же, здесь тоже кормят в пути.

33. Единственное, о чем я немного жалею, вернувшись из Ирана, что мы так и не попробовали еще два класса иранских автобусов.
Вот этот Super Salon, явный предшественник всех этих Scania, на которых мы ехали в первый раз

34. И вот эти, старые круглые Mercedes местного производства, классику ближневосточных дорог. Ну, как нибудь в другой раз и в другой стране…