Перед тем, как я расскажу об авторской защите угона Андрея Кондрашова (а это, между прочим, более 2800 защищенных машин, 47 зафиксированных попыток угона и ни одного успешного случая хищения!), придется вернуться на много лет назад, во времена ZX Спектрума. Тогда в Москве действовала сеть ZX-Net и выпускались электронные журналы по Спекки.
Для Андрея Спектрум дал первоначальный толчок для увлечения радиоэлектроникой, которое через несколько лет превратилось в свой успешный бизнес по защите автомобилей от угона. Понятно, что путь к авторской разработке был долог и тернист, но оно того стоило. И НОЛЬ угнанных машин с его защитой говорит сам за себя.
Андрей пригласил меня к себе сделать репортаж и посмотреть, как они работают.
Что ж, смотрим. Авторская защита от угона — Лаборатория Кондрашова.
Кстати, как оказалось, наличие КАСКО не является панацеей от угона, особенно для машин премиум-сегмента. Сам не ожидал такого, но это так. Почему — смотрим под катом.
1. Для начала знакомимся с простым и понятным базовым принципом защиты: «Автомобиль должен сопротивляться угону самостоятельно без какой-либо помощи. Автовладелец не должен бежать и защищать свою машину, подвергая риску жизнь и здоровье. Не требуется никакого оператора, которому нужно платить абонентскую плату. В отличие от спутниковых систем, которые предлагают искать машину, мы не даем угнать ее с места парковки». По-моему, все логично.
2. Несмотря на набор некоторых типовых решений, в том числе и авторских, которые защищены патентами, установка системы защиты на каждую машину — процесс интимный и индивидуальный. Из-за высокой стоимости комплекса (от 100 000 рублей, а чаще получается 150-250 килорублей) систему устанавливают на автомобили класса «бизнес» и «премиум». Сейчас, несмотря на кризис и конский курс валют, продажи этих машин почти не просели, поэтому работникам Лаборатории сидеть без дела не приходится. Причем, философия компании такова, что нельзя прийти и попросить поставить завтра сигнализацию. У «Лаборатории Кондрашова» целая очередь желающих. Но помимо этого с будущим клиентом проводят собеседование, где ему рассказывают о комплексе, показывают на примере других автомобилей. какие бывают методы угона у злоумышленников и какие средства защиты существуют. По сути, это такая презентация. А обстоятельный подход к вопросам безопасности автомобиля ценой в несколько миллионов рублей не терпит быстроты и поспешных решений.
Перед съемкой я спросил Андрея, а что можно снимать? «Да все, в общем, кроме одной вещи — как именно расположено наше оборудование в автомобиле». Хотя для большинства угонщиков это не такой уж и секрет, но в случае с данным комплексом это знание им мало поможет. Так что сначала пройдемся по авторским приемам защиты, а потом немножко поговорим про КАСКО и сигнализации.
3. Для установки комплекса автомобиль почти полностью разбирают. Снимается обивка салона, выполняется демонтаж бампера для установки подкапотных замков, сирен. По желанию заказчика стандартные «бибикалки» машины заменяются на ревуны от «Волги». Как раз на фото вы можете их увидеть в количестве аж четырех штук перед радиатором.
4. В качестве допопции предлагается установка защитной решетки в облицовку бампера. Довольно часто угонщики выкусывают стандартную решетку в надежде получить доступ к штатному замку капота. И получают ведь! Но если на автомобиле установлены авторские дополнительные замки, это им мало что дает.
5. В комплексе устанавливаются аж три сирены. В разных местах, разных тональности и частоты. Естественно, с независимым питанием, со скрытой проводкой. А комбинация трех матюгальников дает особый вид звукового сигнала охранного комплекса, который ни с чем не спутаешь.
6. Одно из ноу-хау Лаборатории — авторский замок на капот. На фотографии ответная часть на капоте. Обычно их ставится две. Несмотря на все попытки еще никому не удалось обойти этот замок и вскрыть капот. Андрей рассказал об одной попытке угона, когда владельцы оставили одну машину на даче в гараже, а сами уехали на второй. Для угонщиков идеальные условия! Но, промудохавшись всю ночь с капотом и с замками на дверях, так и не смогли не только угнать машину, но даже и попасть в нее! На фотографиях, которые мне показал Андрей, капот той машины был вскрыт как консервная банка, обгрызан вокруг замка, но злоумышленники так и не сдюжили с ним.
7. Привод замка ставится в любом месте подкапотного пространства. Здесь он поставлен над бачком с омывателем. Замок, естественно, пылевлагозащищенный. Кстати, здесь лечат одну из болезнь ВАГовских машин типа Таурега, когда можно легким движением руки украсть обе фары. В Лаборатории устанавливают устройство дополнительного крепления, и фары теперь за пару секунд не украдешь.
8. Штырь, который фиксирует капот. Аварийного тросика нет и не будет. А аварийное открытие происходит при помощи специального девайса с авторским алгоритмом работы.
9. Для каждого автомобиля используется индивидуальный подход в установке замка, штыря и его привода. Обратите внимание на торчащее острие в левом верхнем углу — это острый штырь для прокалывания пневмоподушки, которая используется угонщиками для приподнятия капота без его повреждений, чтобы получить доступ к элементам замка.
10. Второй основной принцип защиты – не дать злоумышленникам проникнуть в салон. Казалось бы, простое правило, но как его реализовать? Для этого используются выдвигающиеся фиксаторы в дверях, которые просто механически блокируют дверь. Из 47 попыток угона на данный момент еще не было ни одного случая, когда злоумышленники смогли бы обойти их и открыть дверь. Стекла покрываются бронированной пленкой. Конечно, стекло можно попытаться разбить (и такие случаи были), но открыть дверь даже изнутри так и не смогли. А закрытые двери очень затрудняют «работу» в салоне и не дают получить доступ к проводке в порогах.
11. Теперь про КАСКО. Страховка на машину стоимостью в несколько миллионов рублей может стоить несколько сотен тысяч в год, но так ли она спасает машину от угона?
— КАСКО нужно покупать каждый год;
— КАСКО при угоне — это десять листов в тумбочке, они угону не препятствуют;
— в случае угона вы получаете стоимость машины, но за минусом 15% амортизации за первый год (и от 7% до 10% за последующие);
— деньги по страховке вы получите месяца через два. А пока не закроют уголовное дело, будете ходить пешком;
— получив деньги по КАСКО, нужно искать недостающую сумму на покупку новой машины;
— нужно снова покупать страховку на новую машину;
— потеря огромного времени (страховая, ГУВД, 2 месяца пешком, сбор справок и документов, поиск недостающих денег, выбор новой машины, постановка ее на учет, ТО и т.д.).
Самое интересное, по словам Андрея, заключается в том, что к нему часто обращаются клиенты, у которых уже угоняли машину. Они предпочитают поставить первоклассную сигнализацию и спасти автомобиль, а не платить деньги страховым компаниям. Если при этом вы еще и ездите аккуратно, то даже одно легкое ДТП в год все равно окупает отказ от КАСКО. Но если страховка вам все равно необходима, у некоторых страховых компаний есть огромная скидка при установленной авторской защите от угона от «Лаборатории Кондрашова». Кстати, миникупер, что на фото, почти не угоняют, но владелец все равно решил его защитить. На всякий случай.
12. Установленные светодиоды, которые показывают режим работы сигнализации. Есть опция пин-кода, когда перед запуском двигателя надо нажать определенную последовательность кнопок на руле. Мы же вводим пин-код при разблокировке телефона не один десяток раз каждый день. Что мешает это делать несколько раз в день при запуске автомобиля?
13. Управление комплексом максимально упрощено для законного владельца. Собственно, на руках у него штатный ключ и радиометка.
14. Сейчас все большую популярность получают системы автозапуска для прогрева двигателя и автомобиля. 99% дилеров этот вопрос решают с помощью второго ключа, который остается в машине.
15. Собственно, на фото — демонтаж системы автозапуска, которая была поставлена криворуким дилером. Отвратительное качество монтажа и соединений. Вишенка на торте — примотанный ключ. После демонтажа ключ отдается владельцу, а на машину ставятся специальные блоки, которые эмулируют наличие штатного ключа. При этом выполняется комплекс мер для защиты шины CAN от доступа угонщиков.
16. Установка каждой сигнализации идет неспешно и очень тщательно. Автомобиль находится в боксах лаборатории до недели.
17. Все демонтированные элементы складируются рядом.
18. Новая проводка выполняется из таких же проводов, что и штатная. Заматывается такой же изолентой. Дополнительное оборудование ставится в совершенно необычных и разных местах (это было единственное, что Андрей потом попросил не показывать). После завершения монтажа почти невозможно отличить дополнительную проводку, так как она вплетается в штатные жгуты.
19. Защита по шине CAN известна давно и можно выделить в ней несколько уровней защиты. Специалистами Лаборатории была разработана технология iCAN (эппломанам это понравится), которую можно отнести к максимальному уровню. Эта технология — блокировка двигателя по штатной цифровой шине CAN. В ряде марок автомобилей электронный блок управления (ЭБУ) может выполнять инструкции, приходящие по шине CAN, и реагировать на них, программно отключая исполнительные элементы или останавливая программу впрыска топлива полностью. Таким образом, получая все данные о состоянии автомобиля из шины CAN, система может дать требуемые команды ЭБУ и заглушить двигатель. Т.е. блокировка выполняется на программном уровне. Собственно, ввод пин-кода, о котором я говорил выше, как раз и реализуется системой iCAN.
20. В качестве бонуса вы можете заказать установку шумоизоляции салона.
21. Лаборатория имеет сертификат на установку дополнительного оборудования автомобилей, это значит, что официальная гарантия не снимается. Хотя в практике был случай, когда дилер пошел на принцип и решил снять машину с гарантии. Юристы Лаборатории помогли автовладельцу составить иск к дилеру, и суд занял сторону автовладельца. Машина была отремонтирована (ремонт никак не был связан с установкой комплекса). В другой раз в машине сгорел мотор стеклоподъемника. А с этой системой работали в Лаборатории. Хотя проведенное техническое расследование показало, что установленная охранная система, скорее всего, ни при чем, было принято решение оплатить клиенту замену мотора у официального дилера.
22. Отдельно есть защита электронных мозгов машины. Вот этот блок может стоить под 100 000 рублей. Если даже угнать машину не получилось, то можно просто его украсть. А доступ к разъемам может немного упростить угонщикам жизнь. Поэтому блок и разъемы защищаются от вскрытия и демонтажа. Кстати, очень часто сами производители сильно облегчают «работу» злоумышленников. Например, имея специальное оборудование, можно подключиться к машине и прописать новые ключи в обход системы безопасности. На этот случай тоже есть свои хитрости, вплоть до замены штатного сервисного разъема на «черный ящик». А у автовладельца находится переходник.
23. Помимо озвученных решений есть несколько других дополнений к охранной системе. Аварийный маяк, который работает по хитрому алгоритму, проводя 99% времени в выключенном состоянии и, соответственно, его нельзя обнаружить. Можно поставить дымовой патрон и устроить небольшое шоу угонщикам. Все это позволяет даже препятствовать угону с помощью погрузки машины на эвакуатор.
24. В автомобиле работают два человека – электрик и механик. Одна из проблем — найти грамотных людей с прямыми руками. Такие специалисты на вес золота. На фотографии идет монтаж бронированной пленки.
Чтобы лишний раз не писать, просто посмотрите на то, как работает грамотно установленная пленка толщиной в 300 микрон.
25. Штырями в двери сейчас, конечно, трудно кого-либо удивить. Но они работают здесь вместе со специальным контролером собственной разработки Лаборатории. Устройство может различать огромное количество самых разных жизненных ситуаций на дороге и парковке.
26. В активе Лаборатории более 2800 защищенных машин. Причем помимо премиум-сегмента были случаи установки такой сигнализации на Рено Логан (забавно, что его все-таки попытались украсть, но не получилось). Ну и ноль угнанных машин из 47 зафиксированных попыток.
27. Специально спросил по поводу скруток и спайки. Здесь используют хитрую скрутку, максимум пропаивая только самый ее кончик. Как выяснилось, скрутка должна чуть дышать, тогда она будет вечной. Может, зря я у себя паял жгут в двери? 🙂
28. В Лаборатории действует несколько интересных правил. В случае несостоявшегося угона бригада, которая осуществляла монтаж охранного комплекса, получает премию. Если вдруг машину все же угонят, владельцу возвращают стоимость комплекса и сверху добавляют 200 000 рублей. Если первое правило работает, то второе пока существует только в теории.
29. Такой монтаж – работа сложна и очень кропотливая. После установки системы все оборудование тщательно проверяется. На охранный комплекс действует пожизненная гарантия и бесплатный выезд специалиста для восстановления работоспособности машины при попытке угона.
30. Контрольный чеклист для механиков. Все этапы работ фиксируются, и мастера несут персональную ответственность за свою работу.
31. А на сайте Лаборатории так же можно заглянуть в тыл врага и посмотреть, чем же пользуются злоумышленники, чтобы украсть ваш автомобиль. Да и вообще, на сайте много полезной информации по угонам и методам борьбы с ними.
32. Огромное спасибо Андрею Кондрашову за экскурсию и увлекательный рассказ про защиту автомобиля.