Депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов (все — ЛДПР) подготовили проект закона «О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса РФ». Эта статья предусматривает наказание для лиц, неправомерно завладевших автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Законодатели предлагают поправку, которая приравняет к неправомерному завладению неправомерную эвакуацию автомобиля. Авторы законопроекта надеются, что нововведение заставит эвакуационные службы более ответственно подходить к своей работе.

В пояснительной записке парламентарии отметили, что действия эвакуаторщиков всё больше «коммерциализируются» и превращаются из добросовестного исполнения государственных полномочий в действия по получению прибыли.

Сами автомобилисты в сети интернет ни раз публиковали видеоролики о том, как после сомнительной эвакуации автомобиля рядом с ними возникал человек, который обещал за определенную сумму решить проблему с быстрым возвратом автомобиля.

Настораживают авторов законопроекта масштабные и доказанные нарушения законодательства со стороны служб, ответственных за эвакуацию автомобилей. Так, по данным МВД РФ, в 2014 году было вынесено более 600 тыс. неправомерных постановлений о назначении штрафов на общую сумму свыше 1,8 млрд рублей. Кроме этого, на практике судами выносятся многочисленные решения об отмене постановлений о принудительной эвакуации.

— Фракция ЛДПР регулярно отмечает злоупотребления, некорректную работу, нарушения закона со стороны тех лиц, которые занимаются принудительной эвакуацией. А владельцам транспортного средства (ТС) достаточно трудно в суде доказать свою невиновность или незаконность эвакуации, но мы видим, что такие случаи есть, и мы предполагаем, что если будут возбуждены несколько уголовных дел, то те ретивые должностные лица, которые выполняют так называемые нормативно-правовые задания по эвакуации, будут прежде думать, а потом делать, — пояснил Ярослав Нилов.

Другой соавтор законопроекта, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев заметил, что когда изначально вводили принудительную эвакуацию, она должна была стать крайней мерой и, конечно, только для тех автомобилей, которые реально мешают движению.



— Но сейчас мы видим, что в регионах составляют планы по количеству эвакуированных ТС. Одним из шагов к декоммерциализации этой отрасли с нашей стороны и стала предлагаемая поправка. Мы надеемся, что чувство ответственности, если не перед пострадавшими и законом, то перед своей судьбой, заставит эвакуаторщиков-нарушителей задуматься, — отметил Лебедев. — К тем, кто все-таки продолжит заниматься незаконной эвакуацией вопреки закону, мы предлагаем применять сперва штраф или принудительные работы, а потом уже и тюремное заключение.

На сегодня, по ч. 2 ст. 166 УК РФ, в которой парламентарии предлагают определить ответственность за незаконную эвакуацию ТС, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет.

— В этой инициативе есть логика. Сейчас эвакуация в некоторых регионах стала использоваться даже для хищения ТС. Документов у них не проверяют, и нет гарантии, что эвакуатор не отвезет машину просто куда-нибудь на разборку. Для этого приняли в законодательстве такую норму, что если эвакуаторщик везет машину без оформленных документов, то это следует рассматривать как хищение, — рассказал координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Поэтому стопроцентное доверие эвакуаторщикам сейчас просто создает возможности для злоупотреблений и безнаказанности. Предлагаемая норма, если будет принята, станет необходимым ограничением для тех, кто между тюрьмой и отсутствием нарушений в работе все-таки выберет второе.

В Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) пояснили, что сегодня для нарушивших закон инспекторов предусмотрено лишь служебное наказание. При этом, чтобы водителю доказать свою правоту, ему придется пройти через долгие бюрократические процедуры.

— Если у гражданина незаконно эвакуировали машину, то он может либо послать на нашу электронную почту обращение о несогласии с прикрепленными доказательствами, либо прийти в наш головной офис в специально выделенный день — среду, и оставить заявление в ящике для обращений. Что касается сроков рассмотрения, то в соответствии с законодательством минимально это 10 дней, максимально 30, — рассказали в МАДИ. — Если гражданин не согласен с результатами рассмотрения, то за ним остается право обжаловать это в суде. В случае признания незаконности эвакуации автомобиля водитель получит право на возврат всех затраченных в связи с инцидентом средств. В отношении же виновных в незаконной эвакуации есть свои санкции, они понесут ответственность по служебной линии.