Во время путешествия по территории бывшего Советского Союза канадский фотограф Кристофер Хервиг пришёл к выводу, что западные клише об СССР далеки от реальности. Он обнаружил это, когда увидел «сумасшедшие», неповторимые автобусные остановки, созданные советскими архитекторами, пишут британские СМИ.

По мнению Запада, в СССР душили свободу творчества. Однако советские архитекторы нашли лазейку, через которую могли дать волю фантазии, — автобусные остановки, пишет The Guardian. Изложение материала приводит ИноТВ. Канадский фотограф Кристофер Хервиг проехал 30 тыс. км, чтобы запечатлеть эту «странную красоту». В Западной Европе автобусная остановка — это самый невзрачный вид постройки, который имеет исключительно практическое назначение и фактически сливается с обочиной, сообщает издание. Но на территории бывшей Советской империи, от черноморского побережья до казахских степей, понятия «норма» не существует и каждая остановка полностью отражает тягу Советского Союза к гротеску, отмечает фотограф.

Как «британские капризы» XVIII века (небольшие здания или иные архитектурные объекты, обычно в дворцовых и парковых ансамблях) зачастую были пробой новых архитектурных стилей, так и на этих придорожных сооружениях советские скульпторы, архитекторы и строители ставили творческие эксперименты, отмечает The Guardian. Так, одна из автобусных остановок в Армении представляет собой ржавую рифлёную оловянную крышу, возвышающуюся над одинокой скамьёй. Это зрелище ярко контрастирует с раздутыми керамическими сооружениями, усеявшими черноморское побережье Абхазии. Каждый архитектурный стиль и художественное направление ограничивается лишь воображением создателя и наличием подручных материалов, продолжает автор.


Абхазия

Идея фотографировать советские автобусные остановки посетила Кристофера Хервига в 2002 году, когда он путешествовал на велосипеде по странам Прибалтики. Первые любопытные остановки, которые он встретил в Литве, были похожи на кукольные домики: открытые спереди бетонные коробки, покрашенные в пастельные цвета. Но чем дальше фотограф ехал, тем причудливее они становились: некоторые украшали выразительные навесные конструкции, другие — оригинальные цилиндрические своды.


Эстония



На следующий год фотограф отправился в Казахстан, где обнаружил «совершенно безумные» автобусные остановки, сообщает газета. «Казалось, будто у каждой была своя совершенно уникальная личность. Это подтолкнуло меня к осознанию того, что за железным занавесом и за клише о Советском Союзе, с которыми мы выросли на Западе, живут миллионы людей, которые витают в облаках и раздвигают границы творческих возможностей», — рассказывает Хервиг.


Казахстан

Через 12 лет и 30 тыс. км он уже мог выбрать свои любимые автобусные остановки 14 бывших социалистических стран и составить фотокнигу, пишет издание. Также Хервиг попросил нескольких известных архитекторов оставить для неё комментарии. «Тогда было практически невозможно выразить себя, — делится своими воспоминаниями белорусский архитектор Армен Сардаров, спроектировавший около сотни автобусных остановок в советскую эпоху. — Это было время монотонности в архитектуре».

«Строительство автобусных остановок было способом изменить монотонность советской реальности и архитектуры и способом подчеркнуть местный колорит», — рассказывает профессор Константинас Яковлевас-Матекис, работавший начальником по дорожному проектированию в Литве в конце 60-х годов. И действительно, в Киргизии автобусные остановки формой часто напоминают киргизский колпак или юрту, на Украине преобладают разноцветные бетонные рельефы, в Молдавии — мозаики, а в Эстонии это простые треугольные сооружения из дерева с двускатной крышей.


Украина

Самые изысканные автобусные остановки находятся в Пицунде на побережье Чёрного моря, где у Никиты Хрущёва была дача, отмечает The Guardian. В основном это работы грузинского скульптора и архитектора Зураба Церетели, впоследствии ставшего президентом Российской академии художеств. Однако в его творчестве эстетика нередко брала верх над практическим назначением остановок. Так, одно из его сооружений представляет собой спиралевидное кольцо, нависающее над землей, словно портал, готовый перенести ожидающих автобус людей в другое измерение. «Я не могу сказать, почему там нет крыши, — сказал Церетели. — Это их проблема. Я, как художник, делаю всё художественно».