Снизить коррупционную составляющую на российских дорогах и перекрыть нелегальные каналы по продаже «красивых» номеров предлагает член комитета Госдумы по обороне Александр Шерин (фракция ЛДПР). Депутат подготовил проект закона (есть у «Известий») «Об установлении порядка присвоения государственных регистрационных знаков с «особой» серией». Законопроект предполагает создание интернет-аукциона, где водители смогут официально купить нужный знак. По замыслу законодателя, стартовой ценой лота с «красивым» номером послужит госпошлина.

По словам автора законопроекта, положительным действием данного проекта федерального закона является возможность пополнения дорожных фондов регионов Российской Федерации, поскольку средства, собранные на аукционе, будут направлены именно в эти региональные фонды.

— Нам необходимо сейчас законно получать в бюджет Российской Федерации денежные средства, не только за счет продажи полезных ископаемых, но и за счет тех источников, которые могли бы быть вполне законными и объяснимыми. Нам нужно развивать дорожную инфраструктуру, создавать на внутреннем рынке труда огромное количество вакансий для дорожных компаний и строить как можно больше качественных дорог. Законопроектом мы преследуем две цели: вывести денежные средства из тени, направив их на пополнение бюджета и еще раз обратить внимание на дорожно-транспортные налоги, — поясняет Александр Шерин.

Предложения по законодательному урегулированию продажи регистрационных знаков звучат давно, говорит председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев («Единая Россия»). По его словам, никакой коррупционной составляющей в этой области не существует.

— Мы к этому вопросу возвращаемся уже не первый год подряд, я считаю, что этого делать не нужно — всё и так прозрачно. Никакого теневого рынка не существует — это заблуждение. Сегодня у нас есть порядок и закон, и он прост — всё должно быть бесплатно, иначе всю страну превратят в коммерцию. «Красивые» номера ГАИ сегодня отдает в муниципальное образование — на автобусы, машины и т.д., поэтому я буду голосовать против, — высказал свое мнение Евгений Москвичев.

В пояснительной записке к законопроекту автор отмечает, что если для гражданина не имеет значения, какой регистрационный знак ему присвоят, он оплачивает только госпошлину, а если ему важен, какой номер будет на его автомобиле, он сможет участвовать в аукционе по продаже знаков и предложить свою цену. По мнению парламентария, до сих пор в России имеют место быть нелегальные доходы и теневой рынок по продаже госномеров.

— Если всё настолько прозрачно, почему тогда на улицах города сложно встретить пенсионера на «Жигулях» с «красивыми» госномерами? Мы предлагаем отходить от категории «особых» серий номеров для «особенных» людей, — парирует Александр Шерин.



По мнению первого зампредседателя комитета ГД по транспорту Михаила Брячака («Справедливая Россия»), контролировать коррупцию в сфере незаконной реализации госномеров должны соответствующие органы.

— Считаю, что общедоступная система получения госномеров должна сохраниться. А что касается коррупционной составляющей, то для этого существуют специальные органы, которые этим занимаются. Вне зависимости от чина и ранга — есть правила дорожного движения, которые всё четко регламентируют, я бы хотел, чтобы всё сохранилось так, как есть, — считает Михаил Брячак.

Купить в России «красивый» номер можно через интернет. Десятки сайтов предлагают подобную услугу. За сочетание определенных букв или цифр автовладельцы готовы отдать десятки, а то и сотни тысяч рублей. В разговоре с представителем одного из таких сайтов «Известиям» пояснили, что сейчас вполне свободно можно продавать «блатные» номера вместе с автомобилем без снятия его с учета.

— Покупка и продажа автомобиля с «красивыми» госномерами — абсолютно законное мероприятие. Сначала вы покупаете наш «автомобиль-донор» — машину российского производства с «красивым» автономером. После чего номер переоформляется на ваш автомобиль, а нашу старенькую машину мы выкупаем обратно, всё легально, — поясняет собеседник «Известий».

Эксперты поддерживают инициативу, отмечая, что благодаря дополнительному финансированию в стране могут появиться новые объекты дорожной инфраструктуры.

— Инициатива не нова, а продажа номеров существовала всегда. Было бы более справедливо, если бы деньги с продажи номеров поступали в бюджет — на строительство дорог, развязок и финансирование программ, а не в частные карманы. Думаю, автовладельцы будут это только приветствовать, — полагает руководитель алтайского отделения Федерации автовладельцев России Виктор Клепиков.

Ранее «Известия» уже писали о подобной инициативе. В мае 2013 года группа депутатов от фракции «Справедливая Россия» подготовила законопроект, который предлагал ввести повышенный тариф для тех, кто хочет получить регистрационный знак с «красивым» набором букв или цифр. Предполагалось, что стоимость «красивого» номера составила бы около 150 тыс. рублей.