ПАЗики стали настоящей легендой: в них по сельским дорогам тряслось не одно поколение советских и российских граждан. Но, помимо культовых ПАЗ-672 и ПАЗ-32053, хорошо известных каждому из нас, на Павловском заводе создали ряд не столь типичных машин.

Павловский автобусный завод — один из первых автозаводов, созданных уже в СССР «с нуля». Решение о строительстве было принято в 1930 году, а уже в 1932-м с конвейера сошла первая продукция.

Правда, вплоть до 1952-го в Павлово автобусов не делали. А делали отдельные детали, кузовную арматуру и инструменты для ГАЗ. Называлось предприятие тогда Заводом автотранспортного инструмента в городе Павлово-на-Оке. А мы посмотрим на непривычные взгляду «пазики».

1967 год, ПАЗ-672, абсолютная классика советского автобусостроения.

1959 год, первый опытный ПАЗ-672 имел другую облицовку радиатора и вообще заметные отличия в дизайне. Позади на сцепке — пассажирский прицеп ПАЗ-750, который планировали использовать в паре с автобусом.


1961 год, опытный ПАЗ-672Т с распашной дверью.


1952 год, ПАЗ-651. Первая модель завода (идентичная ГЗА-651).


1953 год, ПАЗ-653, медицинский спецавтомобиль с «газовской» кабиной.


1953 год, ПАЗ-653, ранняя версия, в которой кабина представляла собой единое целое с кузовом.




1954 год, ПАЗ-661 «Одежда». Подобных фургонов на базе 651-го было несколько; самым массовым был ПАЗ-657 «Хлеб». «Одежды» было выпущено 156 машин.


1955 год, первый опытный образец ПАЗ-652.


1957 год, третий опытный образец ПАЗ-652.


1962 год, ПАЗ-672А повышенной проходимости на широких арочных шинах.


1966 год, ПАЗ-672А экскурсионный.


1968 год, ПАЗ-Турист-люкс 8,5. Опытный образец делали специально к международному автобусному конкурсу в Ницце.


1970 год, ПАЗ-Турист-8,5 Т. Доработанная версия предыдущего автобуса.


1970 год, ПАЗ-3202, первый опытный образец.


1978 год, ПАЗ -3916 «Олимпийский». Телевизионная машина, разработанная специально для Олимпиады-80.