Увы, но легенде советского, а затем и российского оффроуда, известной как УАЗ-469, 3151 и Hunter, на конвейере жить осталось недолго. Сколько ее мелкосерийных модификаций появилось за долгие годы производства? Наверное, сотни. Мы выбрали самые любопытные: экспортную, пикап, модификацию с шинами низкого давления, гусеничный вездеход и даже гибрид с ГАЗ-66…

UAZ-Martorelli
Производство: Martorelli SrI.

Начало выпуска: 1973 год.

Впервые граждане бывших союзных республик узнали о связи Ульяновского автозавода с итальянской фамилией Марторелли в 1975-м. Тогда на страницах советской прессы появилась информация о «469-х», участвующих в международном пробеге по Сахаре, который был организован той самой семьей Марторелли для привлечения внимания других итальянцев к диковинным внедорожникам Страны Советов.

По задумке успешных предпринимателей, которые наладили сотрудничество с Автоэкспортом задолго до того времени, подобные ралли на выносливость в роли рекламы обязательно должны были дать плоды. И они оказались правы – итальянская публика, имеющая склонность к поездкам по бездорожью, потянулась к новому продукту.

Правда, была во всем этом и ложка дегтя – непривлекательная внешность автомобиля и отсутствие какого-либо комфорта в салоне. Исправлять ситуацию было решено при помощи ярких цветов, в которые окрашивались кузова, новых стальных колесных дисков, накладок на бамперы и колесные арки, «кенгурятников», съемных пластиковых крыш, гидроусилителей руля, удобных кресел и задних диванов, которые имели подголовники и небольшие валики боковой поддержки.

Вдобавок УАЗы стали оснащать иностранными силовыми агрегатами (устанавливали их в Уляновске). Всего в линейке Марторелли было четыре модели, из которых наиболее доступным авто считался UAZ-Explorer с родным бензиновым УМЗ-451М (2 500 см3, 75 л.с.). Остальные же – UAZ-Marathon с дизелем Peugeot XD2 (2 500 см3, 76 л.с.), UAZ-Dakar с турбодизелем фирмы Витторио Марторелли VM (2 400 см3, 100 л.с.), UAZ-Racing с бензиновым двигателем FIAT (2 000 см3, 112 л.с.) – были значительно дороже.

За 26 лет плодотворного сотрудничества предприимчивых братьев Марторелли с Ульяновским заводом в Южной Европе было продано более 6,6 тысячи доработанных УАЗов, часть из которых в начале 90-х были привезены в Россию как изделия иностранного производства.

УАЗ-3907 «Ягуар»
Производство: УАЗ.

Показ: 1983 год.

Отмеченный госпремией в 1983 году автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар», созданный на базе модели 469, во время испытаний, проводимых с 1980-го, поражал воображение. Он был способен передвигаться по воде со скоростью 8-10 км/ч, плыть с двадцатью одним человеком на борту (по конструкции салон был рассчитан на семерых), поворачивать на воде без водяного руля (при помощи передних колес), двигаться по суше со скоростью 100 км/ч, работать при температуре с огромным интервалом (от +45°, до ?47°), буксировать прицеп массой до 0,75 т… И невзирая на возросшую массу иметь отличную проходимость благодаря плоскому днищу. При всем этом «Ягуар» был похож на обычный автомобиль повышенной проходимости, а не на помесь моторной лодки с представителем колесной династии.

С 1986 года по отдельному договору с КГБ для пограничников была начата разработка модификации с установкой шести пар лыж, которая во время испытаний так же показала отличные результаты. Печальным во всей этой истории был только конец. В 1990-м по причине отсутствия обещанного финансирования проект свернули. Всего на свет появилось 14 уникальных амфибий.



УАЗ-31512 TRUCK ЛЛД
Производство: «ЛЛД-авто», Москва.

Начало выпуска: 1994 год.

В 1993 году посетители Московского международного автосалона увидели автомобили, которые сразу же окрестили «русскими Марторелли». Это были УАЗы-31512, прошедшие подготовку на первом частном автозаводе России, организованном братьями Лариными и их друзьями. Уровень проделанных работ, в результате которых ульяновские «вездепроходимцы»заметно преобразились, был на высоте, к тому же основная часть всех используемых материалов была отечественного производства.

Однако больший интерес привлекла модель этой же фирмы, которую представили годом позже на том же месте. Речь идет о четырехместном пикапе УАЗ-31512 TRUCK ЛЛД. Его создателям пришлось сделать следующее: базу обычного УАЗа увеличить на 650 мм, в задней части нарастить боковые панели, в пакеты задних рессор добавить по одному коренному листу, а тыльную стенку кабины сделать вертикальной (из пластика).

В результате получился привлекательный пикап с посадочной формулой 2+2 (так указал производитель) и грузовой платформой длиною 1,7 метра, способной вместить 2,5 куба груза. К сожалению, все, что касалось тормозов, узлов и агрегатов шасси, не подверглось изменению или замене на более подходящее, хотя это было возможно. Причиной столь странного шага стала высокая стоимость машин из-за того, что изначально УАЗы закупались не на самом предприятии в Ульяновске, а у обычных дилеров, которые хорошо накручивали цену.

В период пика (1994-1995 гг.) предприятие «ЛЛД-авто» выпускало до 40 машин ежемесячно, но во второй половине 90-х спрос на доработанные УАЗы стал резко падать, и в конечном итоге первый частный автозавод прекратил свое существование.

ШЗСА-3939
Производитель: ОАО «ШЗСА», Шумерля (Чувашия).

Начало выпуска: 1994 год.

С переходом на рыночную экономику вновь образовавшиеся государства захлестнула волна преступности. Организованным бандитским группировкам не давали покоя денежные обороты отдельных лиц, компаний и предприятий. Участились налеты на места, где к определенному времени скапливалось большое количество налички. Но особой популярностью пользовались нападения на инкассаторов, у которых на тот момент были еще обычные автомобили. Такая ситуация не могла долго продолжаться – требовались специализированные передвижные средства, оборудованные броней.

Первую попытку создать бронеавтомобиль собственными силами осуществил Шумерлинский завод спецавтомобилей, представив публике модель 3939. Основой для броневика послужил УАЗ 31512, которому совместно с «заводом корпусов» изготовили одежду, призванную защитить ценное содержимое. Кузов был перекроен от начала до конца, с УАЗом его роднит только скос нижней части на водительской двери.

Вопреки убеждениям многих, из высокопрочной бронелистовой стали в ШЗСА-3939 был выполнен только грузопассажирский отсек, а не весь автомобиль. Стилизованный под броню капот сделали для того, чтобы издали отпугивать любителей легкой наживы.

Информации о ШЗСА-3939 немного. Известно, что производство продолжалось вторую половину девяностых, большая часть выпущенных машин уже вышли из употребления и стоят «на приколе» по дворам. Отдельные экземпляры были переделаны под боевые для военных операций в Чечне, а увидеть броневик воочию может любой желающий – он стоит в качестве памятника перед зданием объединения «Росинкас» в Волгограде.

НАМИ – УАЗ 469 «Егерь»
Производство: НАМИ, Москва.

Показ: 1998 год.

Что может быть проходимее, чем УАЗ? Только УАЗ на шинах низкого давления! Ведь, как известно, большие и мягкие колеса обеспечивают максимальную площадь сцепления с поверхностью. «Егерь» ? это одна из множеств версий УАЗа с такой ходовой частью.

В основе его конструкции лежал серийный УАЗ 469 с увеличенными колесными арками, дополнительными порогами и редукторными шинами со сверхнизким давлением производства НПФ ТРЭКОЛ, слегка доработанными в НАМИ. На роль основного донора ульяновский внедорожник был выбран неспроста.

Конструкция его шасси требовала наименьшей доработки, а это экономия времени и средств. Спустя год вездеход, подготовленный для езды по мягкому грунту, заболоченным территориям, снежной целине, а также преодолению водных преград вплавь, был показан публике. А еще год спустя НПФ ТРЭКОЛ представил самостоятельную, но очень похожую разработку по этому направлению – ТРЭКОЛ 39041, в основе которой также серийный УАЗ. Производство машины продолжается до сих пор.



УАЗ-3159 «Барс»
Производство: УАЗ.

Начало выпуска: 1999 год.

«Ленд Ровер стал дорогим и престижным, Гелендеваген тоже. А чем УАЗик хуже?» – подумали на заводе и сделали длиннобазную модификацию УАЗ-3153. Еще немного погодя появилась его «люксовая» модификация – «Барс».

Для того чтобы сделать из новой модели конкурентоспособный автомобиль, растянутый кузов наделили пластиковыми накладками, установили под пороги подножки, сделали форточки сдвижными, заднюю дверь распашной, в крышу врезали люк… и это только видимые изменения.

Под капотом был установлен 16-клапанный двигатель нового поколения – ЗМЗ-409 с электронным впрыском топлива. За счет применения редукторных мостов, совмещенных с передней пружинной и задней малолистовой рессорной подвесками удалось увеличить на 80 мм дорожный просвет и на 165 мм колею. Ко всему прочему, УАЗ комплектовался гидроусилителем руля и пятиступенчатой коробкой передач.

Портил все дело только салон, который, невзирая на попытки его облагородить, оставался ужасным (твердый формованный пластик, тканевая обивка дверных панелей и т.д.). К тому же детали постоянно отваливались. Вырастить из УАЗа «Гелик» не получилось. За девять лет, что «Барс»находился в производственной программе Ульяновского завода, своих владельцев нашли только 10 тыс. длиннобазных экземпляров.

УАЗ-3150 «Шалун»
Производство: УАЗ.

Показ: 1999 год.

Хоть «Шалун» и не стал серийным, он успел засветиться в одной из неофициальных модификаций к игре GTA: San Andreas

Если есть длиннобазная версия, так значит, должна быть и короткобазная! Если пытаться угождать клиентам, жаждущим солидности, то можно попробовать «достучаться» и до молодежи… Очевидно, такой логикой руководствовались на УАЗе.

«Шалун» – это открытый «спортивно-развлекательный» вариант УАЗ-31512 с уменьшенной на 380 мм базой, оснащенный мощными хромированными дугами безопасности, легкоснимаемым тентом и четырьмя удобными креслами. Под его капотом предлагалось устанавливать два двигателя: УМЗ-4213.10 (2.9 литра) и ЗМЗ-409 (2.7 литра), способные придать автомобилю неплохую динамику (по сравнению с серийными моделями).

Впрочем, избавление от лишних сантиметров и килограммов позитивно влияло не только на максимальную скорость и время разгона, вследствие этих изменений у внедорожника улучшились маневренность и проходимость. Наряду с гражданской версией был представлен армейский вариант, днище и двигатель которого были закрыты бронелистами.

Увы, на момент премьерного показа потребительский рынок не был готов к появлению отечественного конкурента американскому Jeep Wrangler, в принципе не пользующегося огромной популярностью в России. Всего было собрано шесть экземпляров укороченного УАЗа с открытым верхом, пять из которых были проданы.

Скорпион-1
Производство: корпорация «Защита».

Начало выпуска: 2003 год.

То, что УАЗ 469 разрабатывали первым делом для армии, никогда не было секретом. Долгие годы этот автомобиль являлся основным командирским транспортом на территории СССР, а затем и всего постсоветского пространства. Сказать, что машина устарела, значит не сказать ничего.

Однако вносить серьезные конструктивные изменения в производственном масштабе не так-то легко – требуются годы и немалые вложения. В результате подсуетились предприятия помельче, в числе которых оказалась корпорация «Защита» со своим проектом «Скорпион-1». Окинув беглым взором их автомобиль, увидеть что-то странное не удается – обычный УАЗ 31512, разве что трехдверный. А присмотревшись…

Для того чтобы решить проблему нехватки свободного места, кузов внедорожника расширили путем разреза вдоль и вваривания 270-миллиметровой вставки. Поработали над «барсовскими мостами», дабы увеличить колею. Избавились от задних дверей, но расширили передние. В результате получился уникальный автомобиль, превосходящий серийный УАЗ по возможности дооборудования (скрытое бронирование, установка крупнокалиберных стрелковых автоматических орудий) без потерь пространства для личного состава.

Сейчас «Скорпион-1» снят с производства. Вместо него корпорация «Защита»продает и машины собственной разработки – ЛША «Скорпион-2» с польским турбодизелем, корейской коробкой передач, «раздаткой» от ГАЗ-66 и подвеской главным образом от Ford Expedition. А еще в их модельном ряду есть «Шалун», правда, не с укороченной, а со стандартной колесной базой.

ЗВМ-2410 «Ухтыш»
Производство: ООО «Завод вездеходных машин», Нижний Новгород.

Начало выпуска: 2004 год.

По одной из легенд, гласящих о невероятных возможностях «469-го», его, когда он был еще экспериментальным, отправили в тайгу для прохождения испытаний, где он не просто не посрамился на фоне гусеничной техники, но и в чем-то ее превзошел.

Проверить правдивость этого сложно, хотя вероятность, что подобное испытание могло иметь место и УАЗ показал неплохие результаты, всё же существует. Но даже несмотря на это, гусеничная лента была и будет оставаться эффективнее любых колес (за исключением колес с низким давлением) в условиях абсолютного бездорожья и тяжелого климата.

Об этом прекрасно знал доцент кафедры «Автомобили и тракторы»Нижегородского государственного технического университета А.Аникин, который в 2003 году создал снегоболотоход «Ухтыш» на гусеничном ходу.

Конструкция представляет из себя герметичный стальной корпус с уазовскими агрегатами, на который установили кузов, разрезанный вдоль чуть ниже линии излома кузовных панелей. Салон визуально остался без изменений за исключением рогатого штурвала на месте руля.

Массовым «Ухтыш» не стал, но конструкция была признана в целом весьма удачной и успешной, и еще несколько лет машину собирали на Заводе вездеходных машин и продавали по цене под 1 млн рублей.

БАРС-01
Производство: «811-й авторемонтный завод». Казахстан, Ерейментау.

Начало выпуска: 2007 год.

По популярности применения серийной платформы при создании автомобилей повышенной проходимости наряду с УАЗом стоит советский грузовик ГАЗ-66, он же «Шишига». Сравнивать эти транспортные средства бессмысленно, слишком большая пропасть между ними. Хотя иногда случается, что ради достижения лучшего результата их скрещивают.

Не так давно Министерство обороны Казахстана получило партию капотных автомобилей «Барс-01», изготовленных путем переделки старых ГАЗ-66 и УАЗов. В конкретном случае вся «начинка» позаимствована у «Шишиги», от «ульяновца» – только кузов, который растянули так, что он смог налезть на раму армейского грузовика.

В итоге получился вездеход для переброски личного состава, чья верхняя составляющая не только украсила самый массовый советский полноприводный грузовой автомобиль, но и позволила сидящим внутри людям чувствовать себя гораздо комфортнее, нежели в бортовом кузове.