Все началось с того, что я услышал по радио о планируемом с 1 апреля повышении стоимости ОСАГО и, как законопослушный гражданин, решил не упускать свой шанс немного сэкономить на этой обязанности. Тем кто сталкивался с проблемой страхования ТС не в своем регионе, тем, кого страховые пытались «развести» на доп. услуги или просто отказывали, да и тем, кому просто интересно узнать мой способ решения проблемы или как я развлекался — добро пожаловать под кат!

Первый вопрос и первая сложность возникли сразу же: а как именно можно оформить полис если у меня нет прав соответствующей категории? Позвонил в центр обслуживания клиентов одной из компаний, услугами которой пользовался ранее и сразу же был послан менеджером офиса продаж далеко по грибы с формулировкой «никак нельзя, а вообще я занята, так что перезвоните через час б-и-п… б-и-п… б-и-п…». Но я парень настойчивый, я позвонил в другой офис, где мне рассказали, что оформить все можно элементарно на неограниченное число водителей. Но в этот момент я перешел на следующий уровень квеста: сказали, раз прописан я не в Москве, то мне нужно подъехать к ним в офис, написать заявление и… Подождать 30 дней! Сначала я не поверил и позвонил в РСА, где девушка — консультант подтвердила правомерность столь длительного рассмотрения, но отметив, что к региону ТС это никак не привязано.

Я конечно был немного шокирован, но решил не откладывать и в ближайшие выходные, сразу после занятий в мотошколе, поехал совершать «круг почета» по страховым. В офисе той же компании, в которую я звонил ранее, мне подтвердили их порядок оформления заявления и рассмотрения его в течении 30 дней, но сказали что у них сейчас обновляется база, поэтому я должен прийти позже или вообще никогда.

Во второй и третьей компаниях к долгому рассмотрению еще добавилась необходимость предоставить байк на осмотр и проведение фотосессии представителем СК, без которого оформить ничего нельзя, таковы их правила. Тут следует оговориться, что предоставить байк на осмотр для меня очень сложно, так как:

А) байк новый и стоит в салоне на хранении
Б) он не стоит на учете (а езда без номеров теперь карается лишением)
В) у меня еще нет категории А

Еду дальше, в следующей компании мне ничего не говорили про сроки, заявления и осмотры, а сказали прямо, что в регионах сейчас убытки, поэтому могут мне либо продать полис вместе со страхованием жизни, либо оформить по московскому тарифу (интересно как они это сделали бы, если это прямое нарушение закона об осаго), без этих условий ничего оформлять мне они не будут, письменно отвечать тоже, а снимать их я не имею право.

Дальше я поехал к страховому агенту, но был послан и там с комментариями: мы вообще сейчас регионы не оформляем, только в каком-то отдельном офисе и только с доп. услугами.

Признаюсь, в этот момент я чуть не сдался и не купил по московскому тарифу, но поразмыслив немного, все-таки не смог себя заставить заплатить за наглый развод, и так как мне не к спеху (права буду получать после школы только в мае), решил написать это долбанное заявление и подождать 30 дней, для чего и поехал в офис самой первой компании, правда уже не в тот, в котором я был.

Приехав туда и пообщавшись с менеджером (скажу сразу, женщина вела себя корректно и общаться с ней было приятно, хотя и не очень плодотворно) заполнил заявление, взял подписанную ей копию и спокойно вышел. Ах-да, менеджер настойчиво предлагала мне сходить к агенту в соседнем торговом центре и очень просила ей позвонить если я у него куплю, чтобы ей не нужно было б оформлять мое заявление ))

История получила продолжение на следующий день, когда описанный выше менеджер позвонила мне на мобильный и сообщила….(барабанная дробь)… угадали, что я должен предоставить байк на осмотр!!! Я объяснил ей ситуацию, она обещала что-то выяснить, этим дело и закончилось.

В понедельник я рассказал все это коллегам на работе и среди них нашелся-таки один смельчак, который сказал что я все делал неправильно и рассказал как это нужно делать. Я начал готовиться к битве!

1) нашел, скачал, прочитал и выделил закон об осаго, самым важным в нем было следующее:
— Порядок страхования регулируется Правилами ОСАГО
— Для заключения договора нужны: заявление (форма есть в законе), паспорт страхователя, паспорт собственника, СТС/ПТС и права водителей (статья 15 закона об ОСАГО)
2) нашел, скачал, прочитал и выделил Правила страхования, самы важным в них было следующее:
— можно выбрать любого страховщика с лицензией и он не вправе отказать просто так (пункт 1.5)
— при заключении договора страховщик вправе провести осмотр ТС, в том числе по месту жительства страхователя, если иное не предусмотрено соглашением сторон (пункт 1.7)
3) нашел, скачал и распечатал нужную статью КОАП, а именно статью 15.34.1 «необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание доп услуг влечет наложение штрафа 50 000 рублей на должностных лиц
4) задал вопросы самому известному авто-юристу страны, а именно:

— Подскажите, в правилах страхования указано, что я могу подать заявление на страхование по ОСАГО в любую страховую компанию, но нет ни слова о том, как быстро они должны рассмотреть мое заявление?
>>> Заключать договор обязаны немедленно. Никакого рассмотрения заявлений быть не может. Это фактически не обоснованный отказ.
— обязан ли я приезжать заключать договор со своим ТС?
>>> Если страховая требует, то обязаны.
— обязан ли я привозить ТС по требуемому ими адресу?
>>> Как договоритесь.
— и могут ли отказать, если ТС на осмотр я не представил?
>>> Имеют право.

5) изучил законодательство по ведению видеосъемки. Согласно статье 151 ГК РФ в общественных местах (то есть там, где всем можно свободно ходить без спец пропусков, то есть во всех магазинах и офисах страховых) для публичных целей и целей фиксации или пресечения правонарушений можно снимать всех кто там есть, в том числе и если они против (подробнее лучше почитать в инете)

В промежутках я обратился по телефону еще в две страховые компании, результаты были те же. С этим багажом знаний и нормативных актов составил план наступления:



1) прихожу и вежливо прошу заключить договор,
2) если слышу в ответ отговорки вида „нужно рассмотреть заявление, показать ТС, да и вообще сегодня луна не в том созвездии“ прошу написать отказ по озвученной причине
3) если получаю отказ написать отказ включаю камеру, прошу еще раз, затем напоминаю о штрафе с сотрудника в 50 000 рэ и предлагаю вызвать сотрудника полиции для регистрации сего факта

Озвучил этот план своему „ОСАГО-тренеру“, в ответ услышал что так поступают неудачники, а правильные пацаны сходу берут быка за рога. В итоге план был одобрен с некоторыми изменениями.

В качестве жертвы был выбран офис одной из страховых в центре москвы, время начала операции за 2 часа до конца рабочего дня. Вооружившись свидетелем, знаниями законов и action-камерой, я вступил на тропу войны.

Зайдя в офис и получив номерок своей очереди жребий пал на молодого парня в окошке номер 9, который, как мне потом показалось, вообще был новым недавно устроившимся работником. Мы подошли к окошку, я демонстративно поставил на стол включенную камеру и неторопливо начал озвучивать свои требования:

Я: я хочу получить ОСАГО, вот документы согласно закону (документы ложатся на стол)
Менеджер (далее М): что это у вас на столе? Камера? Здесь съемка запрещена!
Я: вы не правы, согласно ГК… (основание смотри в предыдущей части), камеру не выключу пока вы не оформите полис
М: я вызову охрану!
Я: ок, не вопрос

Парень краснея начинает искать на своем рабочем месте тайную кнопку, нажимает ее, ничего не происходит, сидим ждем. Секунд через 30 он нажимает ее еще раза 4, уже более нервозно, ничего не происходит, сидим ждем… Еще секунд через 20 он встает и начинает тихо (видимо чтобы я не догадался) спрашивать и все сидящих рядом работников где же охрана и ходить по их части помещения, мы сидим дальше… Через 6 или 7 минут с улицы наконец-то заходит один охранник здания (далее О1) и сходу начинает разбираться с проблемой:

О1: что у вас тут?
М: тут снимают на камеру!
О1 мне (с агрессией в голосе в объектив камеры): тут съемка запрещена, не снимайте меня, выключайте камеру и удаляйте запись!
Я: согласно ГК я имею право… (основание смотри в предыдущей части)
О1 мне: да ты обнаглел, выключай камеру или я ее вообще сейчас отберу и выброшу!
Я: в таком случае вы превысите свои полномочия, а это уже уголовная ответственность, вы вкурсе?!

От О1 больше ничего я не услышал, пришел второй охранник здания (назовем его О2), диалог повторяется уже нормальным тоном и без угроз, но добавляется что если я не уберу камеру, они вызовут полицию. Тогда я предлагаю поступить еще интереснее, предлагаю сам вызвать полицию, они не против, звоню на 112:

Я: здравствуйте, нахожусь в общественном месте в офисе страховой компании, снимаю процесс на камеру, а тут охрана пытается мне это запретить и угрожает отобрать камеру и разбить ее, что мне делать?
112: все ясно, направить к вам сотрудника полиции?

Спрашиваю у охранников, они кивают, я подтверждаю и оформляю вызов (сообщаю фио, адрес телефон и т.д.). Все ждем полицию, охранники стоят метрах в двух в стороне, менеджер стоит на своем рабочем месте. Приходит еще один охранник, на этот раз из стороннего ЧОП, упакованный по полной программе: берцы, наколенники, каска, броня с пистолетом в набедренной кобуре (назовем его для краткости «Т» от слова «терминатор»). В глазах виднеется разочарование: он, наверное, уже готовился к перестрелке, а тут всего-лишь я со своей камерой. со мной в диалог не вступает. Проходит еще пара минут, к нам подходит О2 и совершенно нормальным тоном интересуется, в чем тут собственно у меня вопрос? Описываю ему ситуацию с «кругом почета», говорю что моей целью является покупка полиса, а камера это вынужденная мера. О2 спрашивает у менеджера готов ли он мне все оформить, тот подтверждает что все сделает, только без камеры, охранник выступает гарантом оформления. Я соглашаюсь, выключаю камеру, по их просьбе удаляю запись (чтобы не нагнетать напряжение), повторно передаю менеджеру документы, он начинает оформлять, мы с охраной ждем полицию (тут надо сказать, что я повторно позвонил в 112 и попросил отменить вызов, мне дали городской номер чтобы это сделать, но дозвониться туда я не смог). Менеджер явно переволновался, он весь был красный и даже немного в пятнах, поэтому видимо часто ошибался при работе в программе и довольно громко это описывал вслух.

Минут через 15 в зал вошел полиционер, он подошел к охране и мы с О2 подтвердили, что имевшиеся разногласия устранены и претензий друг к другу мы не имеем, после чего полицейский мирно удалился. Минут через пять охраны в зале не осталось, менеджер попросил нас ему не мешать, мы сели на диванчик и продолжили беседу об отпусках и жарких странах. В этот момент в нашей «пьесе» появилось еще одно действующее лицо: сотрудник службы безопасности этой конторы. Он вежливо представился, спросил как мы дошли до жизни такой, после моего ответа подробно записал когда, кто и в каком из их отделений со мной поступили не по закону, просидел с нами до завершения оформления полиса, сам договорился с кассирами чтобы они не закрывали кассу до момента оплаты мной полиса (рабочий день отделения уже закончился), а когда менеджер сообщил, что бланк у них остался только один (на самом деле мне нужно было застраховать два мотоцикла: свой и супруги. Не знаю, действительно ли бланки в отделении закончились, но менеджер долго ходил по сотрудникам спрашивая свободный и даже смотрел в сейфе), СБ-шник оставил мне свой номер мобильного со словами «если что в следующий раз пойдет не так, просто позвони мне и все решим». В итоге, просидев в офисе 2 часа, я вышел оттуда с одним полисом по тарифу моего региона без различных доп. услуг и обещанием в пятницу оформить второй без каких-либо проволочек!

Через три дня (то есть сегодня) пришел к ним в офис, взял номерок, дождался своей очереди и сообщил девушке что я пришел продолжить оформление полиса на второй байк. Как оказалось, они меня помнили, поэтому лишних вопросов, проволочек и предложений посмотреть ТС не было. Девушка внесла в свою систему мои анкетные данные, распечатала заявление, передала мне и… тут обнаружилось, что стоимость второго полиса в полтора раза выше первого! На мой вопрос о причинах распечатала мне скриншот из программы и форму расчета тарифа, где выяснилось, что подорожание произошло по вине коэффициента «кН», который был равен ровно 1.5. На вопросы о том, что это за коэффициент, откуда он взялся и почему его не было при оформлении первого полиса ответила что так посчитала программа и сделать она ничего не может (про себя я назвал этот показатель «коэффициент за наглость»). Начали с ней вместе считать на калькуляторе сумму согласно печатной форме расчета и она опять никак не учитывала этот «кН»: в печатной форме такого коэффициента не было! Позвали ее коллегу, и вдвоем они меня начали убеждать, что это все из-за того, что в прошлый раз модель байка была одна (CBR300RA), а сейчас совсем другая (CB650F) и страховка на него стоит дороже! Высказали мне (правда вежливо), что у них тут вообще сейчас большая очередь, я, такой нехороший, «докапываюсь» до цифр (то есть не хочу переплатить 1500). После это мы опять вместе начали смотреть аналогичный расчет по калькулятору ОСАГО на сайте РСА и опять не нашли там ни намека на коэффициенты, привязанные к модели мотоцикла. После короткого совещания девушки все-таки придумали какой то способ обмануть систему и привести расчет к сумме РСА и полиса первого мотоцикла и все оформили, за что им отдельная моя благодарность.

На этом история заканчивается, камера… свет… занавес…

P.S. Когда мы с друзьями обсуждали описанные выше события, все задались вопросом: а почему охрана прибыла только через 6 минут? Причем это была охрана здания, а терминатор-ЧОП-вец подъехал только минут через 15 (ему еще О1 отдельно выходил дверь открывать, видимо тот сам пройти просто не мог- по ширине не помещался). В итоге сошлись во мнении, что Т нужно было сначала одеться (а экипа у него было немало), а потом он, наверное, спускался с вертолета, а так как в тот день было ветренно, это заняло чуть больше времени 🙂

P.P.S. У кого-то могло сложиться мнение, что я своего рода борец за справедливость во всем мире, это не так, просто я очень не люблю когда меня «разводят» в наглую и пытаюсь с этим бороться.