По мнению прокуроров, срок лишения водительских прав в России должен быть приравнен к максимальному сроку ограничения права занимать должности после совершения преступлений

Генпрокуратура дала официальный ответ депутату Госдумы Олегу Нилову, предложившему пожизненно лишать прав водителей, по вине которых в ДТП погибли люди. По мнению прокуроров, с учетом нынешнего законодательства целесообразно приравнять срок ограничения права управления транспортными средствами к максимальному запрету на право занимать определенные должности после совершения преступлений — 20 лет. Прокуроры также выступили против признания автомобиля виновника орудием убийства и его конфискации для выплат компенсации потерпевшим. Депутат намерен учесть эту позицию и доработать законопроект, однако от идеи конфискации имущества у виновников «пьяных» ДТП отказываться не собирается.

Позиция Генпрокуратуры изложена в письме замгенпрокурора Виктора Гриня в адрес депутата Госдумы Олега Нилова, который в декабре 2014 года предлагал пожизненно лишать водительских прав за столкновения со смертельным исходом. Он подготовил законопроект, по которому наказание по ч. 6 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее за собой смерть двух или более лиц») в части лишения прав может быть ужесточено до пожизненного.

Генпрокуратура считает целесообразным установить 20-летний максимальный срок, на который следует отбирать права у водителей, — по аналогии с имеющейся нормой о запрете занимать определенные должности после совершения преступления.

«В соответствии со ст. 47 УК РФ максимальный срок дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью составляет 20 лет, — говорится в ответе Генпрокуратуры. — На наш взгляд, при внесении изменений в ст. 264 УК РФ следует исходить из такого же максимального срока дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством».

Кроме того, Генпрокуратура дала оценку предложению депутата о конфискации автомобиля как орудия убийства и использовании его для выплаты компенсации потерпевшей стороне. По мнению прокуроров, это не отвечает нормам права, поскольку вступает в противоречие с постановлением Верховного суда РФ.

«Согласно положениям гл. 15.1 УК, конфискация имущества возможна <...> в тех случаях, когда оно явилось орудием или средством совершения преступления, — говорится в ответе Генпрокуратуры. — Однако постановлением Пленума Верховного суда РФ <...> определено, что в случае совершения преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, транспортное средство не может быть признано его орудием, поскольку данное деяние не является умышленным».



Сам депутат Нилов готов частично доработать свой законопроект с учетом мнения Генпрокуратуры.

— Чтобы не перерабатывать огромный массив документов, я вынужденно соглашусь с позицией Генпрокуратуры в части установления срока лишения прав на масимально возможный срок 20 лет, — пояснил «Известиям» парламентарий. — Что касается компенсации ущерба и изъятия автомобиля, когда он является собственностью виновника, то я остаюсь на прежних позициях и буду их отстаивать. Принцип компенсации ущерба должен быть обязательным. Виновник должен отвечать своим имуществом, в первую очередь транспортным средством.

По его мнению, водитель, который выпил и сел за руль, сделал это осознанно. Следовательно, позиция Генпрокуратуры о том, что преступление совершено без умысла, здесь не работает. Парламентарий также намерен дополнить законопроект пунктом о том, что виновник ДТП не сможет выйти по УДО до тех пор, пока не компенсирует всю сумму ущерба, установленную судом.

Эксперты считают, что ни пожизненный срок лишения прав, ни 20-летний ситуацию не изменит.

— Практика показывает, что если даже человек и был лишен прав за пьяную езду, то ничего не мешает ему опять сесть за руль, — рассказал «Известиям» юрист, автомобильный эксперт Сергей Радько. — Тем более что пожизненная форма наказания действуют только при особо тяжких преступлениях против личности, к которым ДТП не относятся.

По его мнению, необходимо двигаться по пути усиления контроля, профилактики пьянства за рулем и разрабатывать такую систему правовых отношений, чтобы виновный не мог избежать наказания.

Напомним, что поводом для депутатской инициативы стало недавнее ДТП в Калининграде, когда Сергей Кривченко за рулем джипа Lexus LX 570 сбил насмерть двух женщин, а правоохранительные органы, по информации депутата, не спешили разбираться в этой трагедии.