В Якутии просто феноменальный автостоп. Даже не знаю, с чем сравнить. Останавливаются… 80% процентов всех машин. Чаще, чем каждая вторая. Разве что едут, в большинстве своем, недалеко, но подвезти готов почти каждый.

Гостеприимный Нерюнгри остался позади. Похоже, это действительно самый крупный город в моем дальнейшем путешествии. Впереди масштабный марш-бросок через половину Якутии — из Нерюнгри до Усть-Неры. Последняя — уже на полпути от Якутска до Магадана. Там же, где-то рядом, начинается зимник на Чукотку.

…Никогда! Никогда не стопьте углевозы! Никогда не стопьте углевозы, если вы планируете в дальнейшем путешествовать не только на этих машинах. Никогда не стопьте углевозы, несмотря на то, что останавливается практически каждая. То, что все они едут недалеко — еще полбеды. Хлеще то, что в кабине все — и сиденья, и ручки, и панели — покрыто все той же угольной пылью. И даже если вам не страшно побыть «чумазиком», подумайте о салонах цивильных машин и их водителях. Желание вас везти у водителей быстрых легковых авто резко уменьшается, когда они видят перед собой перемазанное углем нечто.

Однако… Все на свете надо попробовать… Особенно, если вообще не в курсе. Отпустив с десяток редких грузовых и легковых машин, я, все же, решил сдвинуться с места хотя бы километров на тридцать. Сделать я это решил отчего-то именно на углевозе. Наверное, уж очень искренне звал к себе водитель… Мало где у нас в стране с такой готовностью тебе помогут. Но в итоге, следующие полчаса в кабине грузовика я просидел по стойке «смирно», а после выхода долго вытирал одежду и рюкзаки влажными салфетками.

Вообще, в местах, где по дорогам возят уголь, пыль, так или иначе, оседает вдоль трассы и на ее полотне. Поэтому даже просто стоя достаточно продолжительное время на обочине, какое-то ее количество поймаешь и на себя. Из рекомендаций — только побыстрее ловить машину и проезжать «угольные» зоны, а также точно уж не ставить на дорогу рюкзаки. Хотя… все относительно. Если вы на зимнике, и углевоз — единственная машина, которая ходит здесь раз в несколько дней, — на ней можно и нужно ехать, не боясь испачкаться. Но до таких мест еще нужно добраться 🙂 .

АЯМ — Амуро-Якутская магистраль 2014

Если вы ездили в Якутию по Амуро-Якутской автомагистрали два-три года назад, вы… не ездили по АЯМу! Эта узкая автомобильная тропа, идущая по тайге и горам Станового хребта ныне превращается в настоящий автобан, ширина которого не уступает подмосковным магистралям. Асфальта, по-прежнему, почти нигде нет, но все хляби, где раньше в распутицу машины застревали целыми колоннами, ныне засыпаны булыжником — порой таким огромным, что страшно проколоть колеса. Пока камни укатывают бульдозерами для смягчения движения. На протяжении сотен километров десятки многокилометровых участков, где идут дорожные работы. Одним словом, «окно» в Якутию прорубается полным ходом, и доехать до столицы самой большой российской республики уже не сложнее, чем до Владивостока. Далеко. Но не более. Осталось дождаться, когда до Якутска пустят первый пассажирский поезд. Рельсы-то уложили больше двух лет назад, и «товарняки» уже ходят.



Соответственно, расширяется и география автомобилей, которые встречаются ныне в Якутии. В том же Нерюнгри первой машиной, которую я увидел, была иномарка… из Белгорода. А через пару минут — Воронеж! И все это на другом конце страны! Ставрополь, ЯНАО! И совсем уж круто было увидеть в Якутии джип из Архангельска. Живя в Вологде, принял его почти за земляка 🙂 . Немало фур из Москвы. Кто бы что ни говорил, а дороги в России делаются, и страна все больше сжимается, стягивается их лентами. А ведь всего лишь несколько лет назад дальнобои о рейсах на Дальний Восток рассказывали как о подвигах.

Нерюнгри — Якутск

От Нерюнгри до Якутска около 800 км, и за первый день я проехал почти 700 из них. Распрощавшись с водителем углевоза, почти сразу поймал «перегонщика» до Якутска. Молодой парнишка лет, кажется, 20-ти на маленькой малолитражной Suzuki. Всю дорогу я ловил себя на мысли, что в нашей двойке я весь этот день был старшим, несмотря на то, что не сидел за рулем. Давал советы по передвижению, а паренек им послушно следовал. Честно сказать, он и сам признался, что просто слетал из Якутска во Владивосток за машиной, и впервые видит такую дорогу, и ездить в подобных местах ему еще не приходилось. Я же по таким дорогам, хоть и пассажиром, включая и эту, поездил уже достаточно. Ситуаций же, где нужно было как-то действовать, а он сам на них не реагировал, было за этот день немало.

К десяти вечера мы добрались до первой переправы через Лену у поселка Качикатцы, где молодой водитель и отправился на другой берег, чтобы к ночи добраться домой. Надеюсь, добрался успешно — на том берегу последние сто км до Якутска уже начинается нормальная дорога. Мне в этот раз на другой берег Лены не было нужно вовсе, поэтому я остался в придорожном кафе.

***

Несколько кафе в этом поселке — последние на сотню километров до столицы. Вплоть до самой переправы в Якутск остановиться больше будет негде. Здесь я провел ночь, расположившись на стульчиках небольшого обеденного зала. Работают здесь, преимущественно, гостеприимные якутские женщины, выгонять путников на мороз у них не принято. Никаких мотелей на АЯМе пока еще нет, и если у кого-то нет возможности переночевать в машине, люди запросто ночуют в кафе. Официантка также рассказала, что несколько дней назад здесь ночевала путешественница-велосипедистка из Англии.

Уже перед сном кафе ненадолго наполнилось шумной толпой. Надо сказать, что до старта в Якутию я две недели путешествовал по Центральной России, и не просто так, а в качестве зрителя по провинциальным театрам. И вот здесь, в маленьком придорожном кафе на Богом забытом тракте где-то на окраине страны я вдруг понял, что мое «театральное» путешествие-то продолжается. Шумная толпа оказалась… балетной труппой якутского театра, которая едет на гастроли в Нерюнгри. Правда, танцев я уже не дождался — крепкий сон дороже зрелищ 🙂 .