Очередной крупный автосалон отказался выполнять свои обязательства перед покупателями. Людям не отдают уже оплаченные машины и требуют еще денег. Причем в салоне и сами признают, что это незаконно, но объясняют все кризисом и валютными колебаниями. Что надо знать, чтобы не попасть в столь неприятную ситуацию, и как добиться правды?

На работу Ольга Данилкина уже месяц ходит пешком. Старую машину продала в ноябре. Тогда же в автосалоне «РУС-ЛАН» заказала для себя новый «Фольксваген». Но забрать его до сих пор не может.

«Они не могут мне отдать машину, пока я не сделаю доплату, при том что стопроцентная оплата полностью сделана три недели назад», — рассказывает Ольга.

В договоре — ни слова про возможную доплату.

«Стоила машина, согласно договору купли-продажи, 1 млн 247 тысяч. Доплатить мне предлагали 70 тысяч», — продолжает Ольга.

В автосалоне ей объяснили: машины закупают в Германии за евро, а оно очень выросло в цене. Компания несет убытки, и покрывать их должны сами клиенты.



— У нас подорожали все машины, даже которые оплачены.
— Вы понимаете, что это незаконные действия, что вы дискредитируете концерн «Фольксваген», в первую очередь, и свое имя тем, что не отдаете купленный и полностью оплаченный товар?
— Конечно, я это понимаю.
— Это то же самое, как если бы я пришла за хлебом в магазин, расплатилась на кассе, а на выходе мне охранник говорит: пока вы шли, у нас пекарня изменила цены, доплачивайте.

Пока Ольга беседовала с менеджерами, перед кабинетом собралась группа мужчин — тоже клиенты автосалона, которые не могут забрать купленные машины.

— Не отдают машину? Денег хотят?
— Денег хотят и ПТС не могут отдать. Как у всех: дайте денег — и все! — возмущается клиент.

Ольге Данилкиной помогло обращение в представительство самого автомобильного концерна. С извинениями уже почти ночью машину все-таки отдали. По словам юристов, если бы салон не вернул автомобиль, это сделали бы через суд: нарушение договора слишком явное. А остальных покупателей предупреждают: салоны действительно в последние дни пытаются переносить свои коммерческие риски на клиентов и меняют формы договоров.

«Из договора должно совершенно четко следовать, что это именно конечная сумма, что это уплата за товар, и срок, когда он должен быть поставлен. Потому что могут быть какие-нибудь уловки — что это, допустим, не оплата, а некий взнос денег куда-то — в качестве какого-то депозита или какого-то страхового счета», — поясняет в интервью программе «Вести-Москва» представитель общественной организации защиты прав потребителей Михаил Беляев.

Иначе по закону деньги из покупателя автосалон может тянуть бесконечно, и шансов аннулировать в суде такой договор купли-продажи не будет.