Несмотря на мое желание наконец-то остановиться и посмотреть Красноярск, толком города я так и не увидел. И это уже третья моя попытка 😉

Зато мне очень запомнился Hilton Garden Inn. Наш последний оплот цивилизации.

Ребята занимались машинами вместе с bochkarev, который до сих пор не может простить, что я не приехал. Миша даже сделал вот такой пост.

Теперь я точно должен с ним увидеться в случае моего визита в Красноярск или где-то поблизости 😉 Миша нам помог, за что ему огромное спасибо 😉 С этих пор экспедиционерам было разрешено спать не три, а три с половиной часа! Я ж не бессердечный человек.

Нас очень радушно встречал Эльшан — человек, с которым мы познакомились долгим и сложным путем. Как выяснилось, именно он купил легендарную «Делику», на который Владимир в 2011 году ездил на край Евразии (сам Владимир нам очень помог в подготовке поездки и в сложные моменты нашей экспедиции 2013 года). Эльшан живет не в самом Красноярске, а в Железногорске. Закрытый город, бывший Красноярск -26. Вот его-то мы тщательно исследовали. Просто так, в принципе, в этот город не попасть. Благо нас сопровождают знающие люди.

Проверка документов на въезде в город процедура обязательная.

?С виду Железногорск похож местами даже на Петербург.

Видно, что архитектура сборная, местами очень и очень примечательная. Город занимается обогащением сырья для атомных станций и производством космических спутников. Мы даже сходили в «Росатом» на экскурсию.

Строили город и долбили скалы до 300м. вглубь заключенные ГУЛАГа. Так уж все это построено, что выдержит даже ядерный удар.

Венчал нашу экскурсию подарок от Эльшана. Он предупредил: то, что мы увидим, недоступно большинству россиян. И, что интересно, мало кто вообще знает об этом месте. Мы едем на закрытый объект, тоннель под Енисеем.

?По краям дороги идет несколько рядов серьезной колючей проволоки.

Последовательно преодолеваем три КПП с автоматчиками.

Похоже, здесь уже не шутят. На улице стоит жара, почти +36, въезжаем в тоннель. Из открытых окон веет сыростью и чем-то ледяным. Опускаемся под одну из величайших рек России — Енисей. Под колесами влажно, иногда лужи. Мрачные своды освещены слабосильными лампами.

Проехав около километра останавливаемся. Мы в самой середине двухкилометрового тоннеля.

Разумеется съемки.

Понятно, что мы уже на большой глубине. Путь не очень широк, две машины навряд-ли разойдутся. Тусклое освещение и капли с потолка. Везде мокро и слышится шум моторов, видимо работают откачивающие насосы.

На потолке и стенах отложения солей и чего-то зеленого, почти живого.



Ни дать ни взять декорации для съемок финальной части (там, где главные герои дерутся) какого-нибудь голливудского фильма. По настоящему холодно, приходится кутаться в предусмотрительно взятые куртки. Помимо основного тоннеля есть вспомогательные помещения. Поднимаемся по мокрым, скользким и уже приличного проржавевшим конструкциям вверх. Туннель двухэтажный, второй этаж технический. Только бы не оступиться, высота тут приличная.

Пробыв минут 15 на самом глубоком месте, мы трогаемся вперед. На выезде тоже КПП. Автоматчик просит нас подождать немного. Буквально через минутку из тоннеля на большой скорости выскакивает ничем не примечательный уазик. Резко остановившись из него высыпаются вооруженные спецназовцы, в касках, бронежилетах, с автоматами в руках. «Всем выйти из машины» звучит совсем не как просьба. Руководит командой женщина, смотрится она в полной аммуниции весьма и весьма привлекательно 😉 Выясняется, что при въезде мы как-то не так получили разрешение на последнем КПП (точнее не дождались правильного разрешения), вот охрана и подняла тревогу. Понимая, что скоро начнется досмотр машины, прошу разрешения сложить куртку. Далее, подражая Амаяку Акопяну, якобы ища сигарилы вытаскиваю карты памяти из большой видеокамеры и фотоаппарата. Такие съемки терять нельзя.

?Тревога моя была напрасна, проверив документы, оперативная группа исчезает также быстро как и появилась. Уффф, мы свободны! Да, все же многие вещи охраняются достаточно серьезно и до сих пор. Даже гордость какая-то за страну появилась от пережитого.

У нас небольшие изменения в команде. Трое человек уехали на поезде, в то время как Даша прилетела на самолете. Прибыл наш четвертый (а из-за отсутствия Навары третий) автомобиль – эксцентричный Toyota Megacruiser с тремя членами команды на борту .

Следующие несколько недель мы будем частенько слышать фразы « Оооо, а что это за машина? Хаммер?». Он и правда напоминает «Хаммер», все карты путает Тойотовский шильдик и правый руль. В «Мегу» (теперь она между собой зовется так) нам и предстоит уложить все то, что ехало в Ниссане. Процедура оптимизации отнимает добрую половину дня.

Саяно-Шушенскую ГЭС, к сожалению, мы не смогли увидеть, посмотрим хотя бы Красноярскую. В советское время задумывался целый каскад ГЭС на Енисее. Всего должно было быть построено более 6 станций. Воплощено было только три: Саяно-Шушенская, Майнская и Красноярская ГЭС которую мы сегодня и лицезреем. В легком дождике и тумане, она выглядит весьма загадочно.

Енисей огромен и, в отличии от Оби в районе Новосибирска, очень чист.

Перечитываем факты про эту чудо-реку, некоторые просто потрясают.

Наверное самая красивая из виденных мною рек такого размера. Кстати география Енисея и Оби для нас кажется очень похожей. Обе реки начинаются на юге, в горах, в автономных республиках. Потом они текут через обширные и красочные территории приходя к большому городу. Разница в том, что Енисей приходит куда более чистым в Красноярск, чем Обь в Новосибирск. Осматривая Енисей встречаем необычную машину – это румынский джип (да, знаю звучит очень странно 😉 который зовется «Aro».

Команда из Румынии едет на одной машине и не куда-то, а в Магадан.

Чуть позже мы узнаем, что ребята перевернулись где-то. Что было дальше и насколько сильно повреждена машина мы выяснили поезже. Они долго ее восстанавливали и добрались таки до Магадана. Правда уже в сентябре.

От Красноярска до Байкала решено сделать бросок – 1600 км.

Выясняется страшная правда: Бирюса — это не только холодильник, но еще и река такая есть.

В районе Тулуна уходим с федеральной трассы М53 «Байкал» на север, в направлении Усть-Кута.

Дорога ночью тяжела. Непрерывно льет дождь, машины постоянно попадают в аквапланирование. Лужи широкие и очень продолжительные. Где-то посередине ночи приходит мрачное сообщение о сбитом над Украиной «Боинге». Печальная новость. В 2011м примерно в это время утонул теплоход «Булгария». Как-то так нам «везет» на такие сообщения. Дорога от Тулуна до Северобайкальска нами была уже пройдена, в 2011.


Похоже мы зачастили в Северобайкальск 😉 Это уже третий визит за последние три года.

Разумеется купаемся в Байкале, еще раз проверяем машины. Впереди более тысячи километров до столицы БАМа, до Тынды. И это будет совсем непростая тысяча. Ведь за 30 лет с момента рапорта о готовности БАМа эту автомобильную дорогу никто не делал. Что уж там происходит мы себе можем представить по 110му зимнику. Впереди серьезная дорога и много интересного. Следующие 12 дней пройдут один на один с БАМом.

Продолжение следует…