Сбылась наша немного дикая мечта. Мы добрались до Колымы, мы доехали до Магадана. Еще три года назад узнав, что перед нами по 110му зимнику прошли москвичи, мы спросили куда же они потом направились. «Ааа, на Магадан!» — сказал нам лесник Джергинского заповедника. Еще несколько тысяч километров от Байкала, судя по данным «Навитела». Нам это показалось чем-то не очень реальным, но идея запала в душу.

Следующие годы мы колесили по Средней и Юго-Восточной Азии. Добрались до границ Ирана, Афганистана и даже до самого края Евразийского континента. Поняли, что соскучились по зеленому лесу, чистым горным рекам и просто по костру. Решено, в 2014м едем, наконец-то, в Магадан. Да не просто едем, а сначала захватим Алтай и Туву. Потом проедем до Северобайкальска, а там будем двигаться следующую тысячу километров по полуразрушенной дороге вдоль БАМа. Добравшись до Тынды мы повернем на Север, до Якутска. Там начнется 2000 км Колымского тракта. Если позволит погода, то попробуем пробраться староколымским трактом через Томтор-Оймякон и Омчуг. По плану стартует три авто: TLC80, Nisan Navara и наш новичок джип Чероки. Четвертая машина присоединяется в Красноярске.

Для начала нужно было отметиться на площади Ленина.

…и дать немного интервью.

похоже все готовы 😉

Алтай такой родной для нас, с него мы и начали путешествовать. Главное не заплутать.

В поселке Кош-Агач мы поворачиваем в Туву. Дорога растворяется в поле. Формально ее там вообще нет, есть только штрих-пунктир на карте. Но в реальности местные жители обеих республик постоянно их используют. Иногда дорожка идет просто по горной речке.

Помню, какой это вызвало восторг в одной из наших первых внедорожных экспедиций «Шория, Хакасия, Тува 2009». Первая мелкая неприятность: дорожка промыта ручьем, я попытался пропустить промоину посередине. Но почва была сильна подмыта. В результате провал и около часа веселого откапывания и засыпания камнями промытой части.

Одной четкой дороги не существует, вокруг расходятся мириады направлений. Используем трек 2009 года, дабы сильно не плутать.

Вокруг нас озера, снежники, цветочные поляны. Добираемся до перевала Бугузун. Символическая точка, здесь раздел Алтая и Саян. С одной стороны все реки текут в Обь, а по другую в Енисей.

Главное, что Дед Мороз с нами.

По пути уже знакомое нам село Кызыл-Хая, самое отдаленное тувинское село. Посередине села буддисткая ступа.

Заправки там нет. В какой-то момент дорога начинает идти прямо вдоль колючей проволоки. Это граница с Монголией.

Нам необходимо попасть в поселок Мугур-Аксы, там должен быть погранпост, нам нужны пропуска уже оформленные для нас, мы же в приграничной зоне. Как ни странно, погранпост оказывается ни в селе, ни на дороге, а где-то с краю. Подошедший к закрытым воротам погранпункта солдатик рассказывает, что командира нет, но скоро будет. Через час приносится квадроцикл с командиром, он уже в курсе наших пропусков. Однако при сверке обнаруживается несоответствие (банальные опечатки в Excel) данных трех паспортов и пропусков. Немного пожурив, начальник идет нам навстречу и исправляет ошибки. Немного удивляется, когда мы ему дарим нашу фирменную майку «Магадан 2014».

Теперь я точно знаю зачем нужен ифон

Дорога долгая, времени на веселье хватает 😉

Настолько захватывающей перспективы, ощущения свободы я не чувствовал с момента посещения Тибета. Дорога прямая и просматриваемая иногда на добрый десяток километов.

Вспоминается рекламный лозунг французских сигарет: “ Libert? toujours ”, что я бы перевел «свобода навсегда».

Стоя на вершине горы интересно смотреть как удаляется авто, превращаясь со временем в почти невидимую точку… Да, Россия велика, здесь как нигде лучше это можно почувствовать, понять.

Узенькой лентой петляет дорога по горам.

Начинается горная часть. Наверное одно из самых прекрасных мест путешествий, все как мы любим: горы, солнце, вода, лес и даже снег рядом. Все мы в душе остаемся немного детьми, берем камни и кидаем на тонкую кромку льда. Она ломается и нас это безумно веселит 😉

У нас сегодня полный день счастья, хочется остаться жить в таком месте!
Только взошла луна…

Цветочные веночки, мода сезона.



По нашему плану экспедиция должна была пролегать вдоль монгольской границы до трассы М54, там мы планировали подняться на север. Миновав поселок Хандагайты, начался унылейший пейзаж. Маленькие холмики, невзрачная растительность и дорога-гребенка. Километров через 20 мы приняли решение развернуться и направиться через Кызыл, здесь дорога куда колоритней. Кажется они нас узнали…


Миновав столицу Тувинской республики мы едем в поселок Тоора-Хем. Именно с той части начинаются верховья Большого Енисея, или как он тут зовется Бий-Хема.

До поселка идет вполне приличная гравийка порядка 200 км. петляя по горам. Горы не очень высоки, но временами очень и очень примечательны.

Местами виды напоминали такие ведьминские места, тихие болота, все кажется, что где-то тут притаилась сказочная нечисть.


Уже к вечеру приближаемся к паромной переправе, это Бий-Хем. Паром настолько мал, что наши три машины переплывают реку в два захода. Глаз радуется, вода в реке чистейшая!


Режиссер доволен 😉

Народ нас рассматривает с интересом, особенно интересуется как мы планируем добраться до Магадана. Паромщик категоричен: «До Магадана так вы не проедете». Мы улыбаемся, похоже он подумал, что мы решили рвануть через Тофаларию. Приходится пояснять, что все немного проще.

Через пару десятков километров после Тоора-Хема останавливаемся на небольшой, базе отдыха «Тоштуг». Ни одного туриста, только пару человек обслуживающего персонала. Вечером праздник, рядом с домиками нашей базы стоят домики детского лагеря, в котором как раз окончание сезона, посему горит огромный костер и человек пятьдесят тувинских подростков веселятся вокруг него.


Сегодня день покатушек. Разгружаем машины и налегке мчимся вдоль озера. Неважно, сколько продлится дорога, будем ехать пока сможем.


Местами встречаются приболоченные места, где-то движемся по полутораметровому кустарнику. Через несколько часов выезжаем на берег озера. Все, дальше никуда не едем, тут просто отлично!


Стоит небольшая изба рыбаков, яркий солнечный день, прозрачное и прохладное озеро. Мы на берегу озера Тоджу, оно же Азас. Именно с такого количества бесконечных озер (а тут их многие десятки) начинается большой Енисей. Катаемся на лодке, рыбачим, общаемся с рыбаками. Мы уже не раз слышали об агрессивном характере местных жителей и были к этому готовы. Но наше общение протекает вполне дружелюбно и весело.

В погоне за кадром.

Правда здесь народ по-русски говорит уже совсем не важно. Главное иногда не заходить в такие домики.

Очень повеселил козлик, живущий на спине у добродушной коровы.

Кажется животные меня любят 😉

Кстати рога у оленя …пушистые.

К сожалению в Кызыле приходится оставить Навару L Кардан выбит и новый мы получим очень даже не скоро. Жаль конечно, но выбирать не приходится. Планируем пересесть на Тойоту Мегакруизер которая прибудет в Красноярск. У нас была пара дней осмотреть Кызыл. Второй раз он произвел более позитивное ощущение. Нашли школу где учился Шойгу, искупались в Енисее. Пора уже и делам налаживаться. Приходится нанять микроавтобус и на нем везти все те вещи, что были в Наваре. Остальные наши машины едут позади. Езда получается на редкость веселой. Хозяин машины не за рулем, управляет его брат, по этому на вполне, как он считает, законных основаниях можно испить немного вина. Чем больше он пьет, тем разговорчивей становится. Выясняем, что очень уж он хочет жену русскую, но помоложе, а то эти тувинки его совершенно не воодушевляют. Да и вообще, не зря же он сидел 10 лет за убийство, жить то надо успевать. Потом правда ему еще дали 6 лет за наркотики. Весь этот диалог проходит на фоне ядовитой тувинской попсы, которую хозяин машины пытается перекричать. На вопрос не искал ли он женщину в Красноярске, он уверенно отвечает «Да там одни проститутки». Леха (так он представился) иногда входил в раж, сопровождая свои пояснения активной жестикуляцией. Поскольку бутылку он не выпускал из рук, на нас периодически попадало выплескивающееся содержимое бутылки. Мусор без ограничения выбрасываемый им в окно прилетал к нам. Так длилось почти 800 км.

На середине пути у микроавтобуса …вываливается коробка передач. Прогнили винты. Следующие два часа, водитель с братом используя наш сварочник лазят под машиной пытаясь приварить ее на место.

Из-за задержки мы не успеваем засветло на Саяно-Шушенскую ГЭС, но заскакиваем в село Шушенское, посмотреть, как там мучился наш бедный Владимир Ильич.


Часть деревни была реконструирована так, как она выглядела в момент жизни там Ленина.

Глядя на «суровые условия» содержания нашего ведущего революционера понимаешь, насколько этот тип был избалован. Прекрасный климат, замечательная деревня, в письмах к Наденьке Ильич называл это место «маленькой Италией». Где нибудь в ГУЛАГе ему бы провести пару лет, вот это была бы ссылка. А я отлично помню, как нам преподносилось все это в детстве. Интересно было сюда попасть и посмотреть, как выглядит это легендарное село.

Ранним утром, через 16 часов после выезда из Кызыла, мы прибываем в город Красноярск. Здесь мы проведем следующие три дня.

Продолжение следует…