Являюсь обладателем такого чуда с 2012 года. И, честно говоря, очень доволен. Расскажу кратко об основных особенностях. В комментариях — картинки и видео.

Зачем оно нужно

На тематических ресурсах сообщество довольно скептически относится к этому типу велосипедов. И причиной тому, не в последнюю очередь, является упоротость самих фэтбайкеров, доказывающих, что «это самый лучший тип велосипедов ever». Для всего.

Не будучи приверженцем столь радикальной точки зрения, и не пытаясь доказать, что ехать шоссейную гонку нужно именно на фэте, выдвину довольно радикальный тезис — фэтбайк вполне может быть единственным (не вторым–третьим, как принято считать), а именно первым и единственным велосипедом.

Лично я использую его для… Для всего — от неспешных покатушек «вокруг дома» до участия в любительских заездах и велопоходах. Простота конструкции даёт преимущество в полевых условий — когда группа туристов после дневного перегона моет свои хайтековые карбоподвесы (вот уж действительно не самый подходящий для туризма вариант) или вычищает грязь из подвески вполне себе признанных в качестве универсалов велосипедного мира хардтейлов, фэтбайкер может позволить себе отдых.

Дело тут, конечно, не в ширине колёс, а в отсутствии подвески, но на полностью ригидных велосипедах у нас народ как–то не стремится выезжать на сколько–нибудь интересные маршруты. А на фэте, с его какой–никакой подвеской (см. далее) — ехать вполне комфортно.

Причем и в обычных покатушках–на–весь–день фэтбайк, на удивление, показывает себя весьма неплохо. Как ни странно, но даже с весьма посредственной физподготовкой вполне удается не отстать от группы, а иногда — и быть впереди всех.

Цена

К сожалению, тут с 2012 года мало что изменилось. Подвижки, конечно, есть, и сегодня вполне можно купить фэтбайк в России за довольно вменяемый для современного велосипеда 40–50 тысяч рублей, но уровень компонентов будет ощутимо ниже, чем у хардтейла за аналогичные деньги.

Вес
Вообще, в природе существуют довольно легкие фэты, но цены делают их недоступными для большинства велосипедистов.

Мой аппарат весил в стоке примерно 18 кг, что не так ужасно, как может показаться. Но колёса по 4.5 кг каждое — доставляют, да. О быстром старте и динамичной езде можно забыть, фэтбайк, по моему мнению, не для этого.

Однако по ощущениям могу сказать, что реально повышенный (по сравнению с хардтейлами за ту же цену) вес мне мешал только в двух случаях — на гонках и в совсем уж непролазных г@внах, где велосипед нужно нести на руках.

В обычной покатушке и в туризме, т.е. в наиболее популярных форматах, разница практически не ощущается.



Внешний вид
О, да! Велосипед не оставляет равнодушным никого. Пока доезжаю до леса — успеваю вступить в два–три разговора (и это при том, что я совершенно некоммуникабельный человек).

Причем высказать свое мнение стремятся граждане, весьма далёкие и от велоспорта, и от обычных велопрогулок: гопники, дети, состоятельные водители дорогих иномарок, бабушки, девушки. Кстати, именно девушки почему–то очень неравнодушны к этому велосипеду.

Кому как, а мне такое повышенное внимание не нравится, и я отношу это к очевидным и бесспорным недостаткам фэтбайка.

Езда зимой
Некоторые товарищи утверждают, что на фэтбайке при правильно подобранном давлении™ можно ездить по льду без шиповки. Однако эти товарищи обычно забывают добавить, что они и на обычной резине на 2.35″ вполне себе могут ехать в горку по гололёду (видел одного такого, очень впечатляющее зрелище).

Про снег. Фэтбайк создан для езды по снегу, точнее — по насту. Однако в моем регионе наст — явление крайне редкое, поэтому красивой езды по снежным полям, так красочно описанной на Веломании, мне вкусить не удалось.

По пухляку оно едет. Сантиметров до 10 — едется вполне комфортно, больше — можно, но сложно (я по неопытности две цепи порвал). Правда, каденс и в том, и в другом случае нужно держать довольно высокий.

Для езды по льду лучше использовать шиповку. Каноничный вариант — 45Nrth Dillinger, я использую Grip Studs (совершенно невменяемое по цене решение, но работает).

Аммовилка / подвеска
Давний холивар: нужна ли аммовилка на фэте. Мой личный вердикт: без неё вполне можно обойтись, но она добавляет некоторую дополнительную «степень свободы» в езде.

Опять же, есть стандартный вариант — RockShocks Bluto, но он подходит не всем, поскольку в эту вилку можно установить колесо до 4″ шириной. Мои колёса — 4.5 — 4.8″ по паспорту, поэтому я использую Lefty, старую, но с новой начинкой (картинка будет в комментариях).

В природе существует фэт–двухподвес — Salsa Bucksaw, но выпустили его после того, как меня поразил мой личный финансовый кризис, поэтому у меня его нет, ничего сказать не могу. Кроме того, что лично я порой ощущаю нехватку задней подвески на своем велосипеде.

Могу сказать другое: большинство хардтейлов после фэта ощущаются жесткими неуправляемыми табуретками (оценочное суждение).

Вывод
Фэтбайк — вполне пригодный для реального использования велосипед. Со своими особенностями и недостатками (а у чего их нет?), разумеется, но это явно не одноразовая игрушка, как принято считать в среде ортодоксальных узкоколёсников.

Стоит ли он той переплаты, которую приходится за него выложить? Наверное, если быть до конца честным, нет. Он не даст вам волшебной проходимости (но в говнах вы будете чувствовать себя увереннее, чем ваши однопокатушечники на «нормальных велосипедах), он не позволит играючи проходить ледяные поля (но сделать это проще, чем на резине 2.35»), он не позволит тягаться с даунхилльщиками на крутых спусках (но покажет себя там не хуже, чем хардтейлы и даже некоторые подвесы–короткоходы).