Блогерам и фотографам Магадана осталось проехать 995 км, чтобы пересечь границу столицы Колымы. Они уже преодолели трассу «Лена» – проехали от поселка Нижний Бестях до Усть-Неры, чтобы еще больше приблизиться к колымской земле. В пути блогеры преодолели «Черный» и «Желтый» прижимы, перебрались через переправу реки Алдан, а также отужинали в знаменитом на всю страну кафе «Куба», сообщает ИА MagadanMedia.

Напомним, путешествуют блогеры с целью создания проекта «Колыма: Трасса и легенды». Помогает проекту Северо-Восточный государственный университет, вуз предоставляет свои научные работы и исследования по истории строительства трассы и развития региона. Информационным партнером является ИА MagadanMedia.

«От Нижнего Бестяха первые 36 км трассы «Колыма» прекрасны, а вот дальше грунтовая дорога и пыль. Как нам кажется, на многие сотни, если не тысячу, км, – повествуют Александр Крылов и Евгений Радченко. – На 74 км нам встречаются якутские села Тумул и Тюнгюлю. Здесь потрясающе красивые и самобытные равнинные места с аккуратными одноэтажными домиками, магазинами, заправкой, кафе и чайной. Не ледник ли стал причиной этих бескрайних просторов»? Один из путешественников Евгений Радченко отмечает: «Да, хорошо как-то здесь, душевно, сюда бы с фотоаппаратом хоть на пару дней. Такой красоты наснимать..»

Но путникам приходится двигаться дальше, и на пути их встречает Норагана – село на 97 км трассы «Колыма». Здесь есть кафе, заправка и пункт медицинской помощи. «Следующее село на пути – Мугудай, разместившееся на 149 км трассы. Здесь есть заправка, кафе, также могут оказать медицинскую помощь, – рассказывают путешественники. – Конечно, красоты равнин и аутентичность поселков – это только одна сторона медали. На второй – опасная трасса. Из под колес попутных и встречных машин вылетают камни, порой, размером со спелое яблоко. В основном, конечно, пролетают мимо, но по кузову тоже попадают словно шрапнелью. Вежливые водители всегда притормозят перед встречкой, но большинству 14-х буханок правила хорошего поведения не писаны.

В общем печально, но факт: мы лишись одной фары. Кстати, друзья, не забывайте брать с собой в дорогу скотч, он многое лечит.

Продвигаясь дальше по трассе, въезжаем в село Чурапча. Здесь есть заправка, кафе, сервис, шиномонтажки и сотовая связь.

Проезжая по трассе «Колыма», любуемся красотами Якутии. Здесь каждая деревня – свой маленький мир, а домики чистенькие и аккуратные. У въезда в каждое село обязательно стоит какая-нибудь необычная стела в виде зверя или символа жителей.

На 255 км стоит Ытык-Кюёль. Символ этого села – мужчина, сидящий на рогатой свинье. А если серьезно, то это последнее место перед переправой через реку Алдан, где есть «цивилизация» и совершенно точно работает заправка, имеется сотовая связь, медицинская помощь, ночлег и кафе. Так что лучше заправиться здесь до полного. А дальше начинается испытание вашей ходовки. Плавности хода, целостности стоек и другого.

Если возникнут проблемы со здоровьем, то на 291 км есть село Уолба с медпунктом.

На 377 км нас встречает долгожданная переправа через Алдан. Легковые автомобили по ней перевезут за 600 рублей. Паром идет против течения 10 км примерно час. В темное время суток он не работает.

На магаданской стороне машины встают в очередь, на якутской – заезжают сразу на паром и на нем ночуют. Первый рейс в 7 утра.

Сотовая связь операторов «МТС» и «Мегафон» здесь не работает, а «Билайна» хватает только на голосовые вызовы. За переправой стоит село Кескил. В нем есть заправка, имеется дизельное топливо и АИ-92. Некогда процветающий населенный пункт ныне влачит жалкое существование.



Дальше по трассе – Хандыга (411 км). Здесь и заправки, и кафе, и ночлег, и шиномонтаж, и автосервис. Мы рекомендуем кафе-ресторан «Сайдыы». Очень вкусно, быстро и недорого. Также в Хандыге имеются супермаркеты, торговые центры, работает такси – поездка от 90 рублей. Здесь ходят микроавтобусы до Усть-Неры и Якутска. Поездка в столицу республики Саха стоит от 2 тысяч рублей. Пресса здесь выходит на двух языках: якутском и русском.

Продвигаемся дальше по трассе: она идет к хребту Черского, впереди – заснеженные сказочные горы, дорога начинает петлять и поднимается вверх. На 511 км впервые на знаке встречается упоминание Магадана.

Подъезжаем к первому перевалу по колымской трассе, он называется Томпорукский, высота 513 метров. На 523 км небольшой, но узкий и с крутыми виражами перевал. Мы назвали его перевал Радченко и Крылова. Назван в честь блогеров и путешественников Евгения Радченко и Александра Крылова, которые дали ему имя во время осенней экспедиции 2014 года.

Дальше начинаются прижимы. Самые знаменитые – «Желтый» и «Черный». Между ними почти 4 км. Прижим – это терраса, вырубленная на склоне горы, один из наиболее опасных горных участков федеральной трассы «Колыма». Длина «Желтого прижима» – 350 метров, а «Черного» – 840 метров. Когда-то они были смертельно опасными. Много машин упали вниз, не разойдясь на дороге.

На 572 км путников встречает развилка. Здесь есть четыре дома и заправка. Из топлива только дизель и то не всегда. Дальше на пути второй по порядку, но первый по красоте Черный прижим. Сейчас здесь новая дорога, строят мост, укрепляют стены гор, защищая от осыпания. Автомобилисты помнят, что здесь валялся спальник и было за счастье проехать, не порезав шины.

Прижимы идут и вдоль реки Восточная Хандыга.

Дальше мы хотим отметить вот какую вещь: друзья-автомобилисты, возьмите с собой сигарет. Вдоль трассы работает много мужиков с распухшими ушами. Считается доброй приметой на хорошую дорогу угостить страждущих никотином. Причем, делать это надо будет неоднократно, иначе голодные глаза дорожников будут сверлить вам колеса. Да и мужикам приятно. Тут до магазина в любую сторону от 200 до 400 км. А вам за это проезд сделают.

Где-то на 600 км на склонах вдоль дороги появляется редкий стланик, лиственница и березы становятся тоньше и ниже.

Дальше по трассе идет один из самых опасных участков – Заячья петля на 654 км: крутой подъем с резкими поворотами и узким проездом. Перед петлей стоит разбившейся автобус. Наверху есть площадка для парковки.

Водители большегрузов здесь ждут тех, кто находится на подъеме, если вовремя не посыпать этот участок, то взобраться наверх будет нереально.

На 731 км трассы «Колыма» стоит заправка и кафе «Куба», пожалуй, самое популярное здесь. Оно стало знаменитым на весь мир благодаря фильму Дискавери и Первого канала «Трасса Колыма: Добраться вопреки». Оставили на заправке и свой знак на память. Здесь мы пожалели, что наклеек было так мало.

На 786 км начинается двухкилометровый подъем на Брюнгядинский перевал, его высота 1172 метра. Сотовая связь появляется только на 847 км. Она длится всего 2 км, так что если планируете в подробностях рассказать по телефону о своих приключениях, то лучше остановиться на Ольчанском перевале на 920 км.

На 964 км трассы «Колыма» въезжаем в поселок Усть-Нера на востоке Якутии. Заезжая в населенный пункт, не забудьте перевести часы на час вперед, где-то перед ним внезапная смена часового пояса, (+7) с Москвой. После 10 вечера Усть-Неру можно проходить не останавливаясь, кафе не работают, открыт только ресторан с высокими ценами и наивысшей концентрацией молодежи и громкой музыки. Заправка похожа на ромашку: катаешься вокруг колонок и смотришь: работает – не работает, работает – не работает.