Практически всю зиму финские дороги выглядят такЭто была первая фраза, которую я услышал, прежде чем сесть за руль в Лапландии.
— Оленей не обгонять, не объезжать, вообще к ним лучше не приближаться!
— Почему?
Ответ был совершенно не европейский, начисто лишенный церемонно-тактичной составляющей:
— Потому что они тупые!
   
В чем конкретно заключается тупость этого, в общем-то, безобидного и довольно миловидного животного, стало понятно уже через полчаса. Очередной вираж — за ним стадо оленей! Тормоза в пол,глаза навыкат, и вопреки наставлениям я все-таки подъехал к ним, убегающим, поближе — интересно же посмотреть! И вот когда все стадо (илистая?) с асфальта сигануло в снег глубиной по пояс, один все-таки решил продемонстрировать гостям свой уровень IQ — вопреки логике он ломанулся не вправо, в лес, а влево — прямо перед машиной. Едва успев оттормозиться, в зеркале я увидел глаза нашей сопровождающей — той самой, что инструктировала перед поездкой. И в глазах этих ясно читалось: похоже, тупые не только олени…


Дорогих машин в Лапландии мало, полноприводных тоже. Как правило, 4х4 — это старые недорогие пикапы

Вообще, у финнов на дороге одно правило: «Если олень — проще сбить, чем «размотать» машину в заносе, если лось — лучше в кювет, чем тонна мяса у вас в салоне». А вероятность такого исхода — примерно как у нас быть подрезанным маршруткой в час пик. Олени реально носятся по дорогам и вдоль них как бродячие собаки. Они в принципе и есть бродячие, несмотря на то что у каждого имеется хозяин. Просто всю осень, зиму и весну они гуляют на воле, а летом их загоняют в специальные огороженные поля, где хозяева «сортируют» свою собственность: кого на мясо и шкуру, а кто еще погуляет. Для этого почти вся территория Лапландии, даже в лесах и полях, разделена на большие участки сетчатыми заборами — в сезон отлова оленей запираются все «ворота», и далее хозяева просто ищут своих животных на этих участках. Как распознают? По меткам на ушах — каждый вырезает свой «узор».

«А вообще оленина — это самое чистое мясо, — рассказывает наша сопровождающая, пока мы пробуем в ресторане нежнейшую вырезку. — Дело в том, что их не кормят добавками, не делают прививок, слабых и больных загрызают волки. Получается вот такой естественный отбор». Помимо оленей в Финляндии есть еще много интереснейших вещей. Например, северное сияние — феерическое световое шоу на экране размером во все небо изредка наблюдается в морозные ночи, когда небо чистое и нет луны. Жаль, что за три путешествия за Полярный круг мне так и не удалось увидеть это чудо природы. Впрочем, мне-то что: благодаря компании NokianTyres, предоставляющей свой полигон для наших шинных тестов, я вот уже три года подряд имею шанс увидеть сие чудо. А каково японцам? С одного конца света на другой едут они группами и парами с одной-единственной целью — увидеть северное сияние. Точнее, с двумя целями: японцы свято верят, что если зачать ребенка во время сияния, то непременно получится мальчик. Финны над этим только смеются. Смеются и зарабатывают деньги: недалеко от нашей деревушки Саариселке есть гостиница специально для японцев — ее хозяин сделал некое подобие юрты со стеклянной крышей, чтобы восточные гости могли прямо в постели ожидать знамения свыше…
        

Оленей не обгонять! Потому что никогда не знаешь, в какую сторону они метнутся…

Кстати, сами финны про секс тоже пошутить любят. Например, название любимого напитка для апперитива «лапитусса» — смеси водки и можжевелового ликера с непременной клюквинкой — переводится как лапландская п… э-э-э… ну, в общем, женский половой орган. Причем подается во всех ресторанах и пишется именно так! Или, например, анекдот. Приехал турист из Европы, посмотрел — вокруг снег, лес, тишина,людей мало… Он и спрашивает у финна: а чем вы тут вообще занимаетесь?»Ну… — отвечает финн с характерным растягиванием звуков, — летом мы рыбачим, а по вечерам занимаемся сексом». «А зимой? — не унимается турист. — Зимой вы что делаете?» «Ну… — застеснялся финн, — зимой мы не рыбачим…»

Кстати, рыбалка — один из основных видов туристического бизнеса. А также все, что связано со снегом: в нашей деревушке, где местных жителей всего 300, за сезон с ноября по март бывает несколько десятков тысяч туристов. Одни едут кататься на лыжах (в округе 4 курорта с подъемниками), другие — любоваться природой, разъезжая на прокатном снегоходе, третьи — «экстремальничать» на льду, благо буквально напротив деревни стоит экстрим-парк, где за 90 евро вы можете 10 минут «зажигать» на раллийной Subaru Impreza WRX с каркасом безопасности и двумя маленькими камерами. Одна снимает ваши «залеты», вторая — ваше лицо в те секунды, когда вы на 140 км/ч влетаете в сугроб.
        

На севере Финляндии все знаки продублированы на финском и саамском языках

Сами финны ездят хорошо. На зимнем картинге (13 л.с., шипы) два водителя-испытателя Nokian Tyres моментально, буквально за три виража, «привезли» нам полкруга, а потом только из уважения к гостям сбавили темп… Правда, сказки про то, что уже в автошколе финнов учат экстремальному вождению, на самом деле сказки. «У нас курсы экстремального вождения проходят с октября по март каждый день по дорогена работу и домой», — шутит наша сопровождающая.
        

Случись что, мимо, не предложив помощь, не проедет ни одна машина. Потому что север…



Именно поэтому на дороге — тишина и спокойствие. Снег, мороз, лед, олени — приходится учитывать все, поэтому там вы не увидите лихача, хотяза городом ограничение всего 80 км/ч. Все спокойно едут гуськом, выдерживая дистанцию метров 60, в случае чего сразу тормозят и останавливаются. Допустим, пробил ты колесо — реально ни одна машина не проедет мимо, не предложив помощь. Потому что север, потому что ночью может быть -47°С и ветер такой, что даже «печка» в машине иной раз не справляется…

А «попасть» здесь можно элементарно. Дороги, будь хоть метель, хоть апокалипсис, всегда вычищены до асфальта, однако только на две с половиной полосы. Остановиться, где хочется, не получится — сразу перекроешь направление. А возьмешь чуть правее, на обочину — тебя ждет сюрприз. Машина проваливается в снег моментально, не выехать никак — онапросто виснет на днище. Поэтому «попал» — включай «аварийку», доставай трос и жди своего спасителя, молясь, чтобы у него была полноприводная машина.

Кстати, полный привод, как оказалось, здесь вовсе не правит бал: если и попадаются 4х4, то это, как правило, либо пикапы, либо микроавтобусы. Полноприводных легковушек, равно как и кроссоверов, относительно немного- в основном либо малолитражки, либо среднеразмерные седаны. Оно в принципе понятно: по чистому асфальту и на переднем приводе ехать нормально, а если съехал в снег, то ни полный привод, ни блокировки, ни электроника уже не помогут…

Есть и вторая причина — таможенные пошлины. Хотя Финляндия и входит в состав Евросоюза, местный налог на автомобили составляет 100% стоимости!То есть можешь купить Toyota Land Cruiser 200 за 80.000 евро, но если хочешь эксплуатировать ее здесь, заплати еще столько же в казну. Желающих, понятное дело, мало, вот и ездят финны на скромных пикапах и легковушках. По этой же причине, кстати, «машина с розеткой» не имеет шансов попасть на вторичный рынок другой страны — таможенная пошлина при вывозе не возвращается.

Обочины коварны: снег может быть по крышу и стягивает машину моментально
    
И еще, не дай бог по привычке поставить на «ручник». Утром будете веселить всю финскую деревню, пытаясь по скользкому снегу сорвать примерзшие колодки. Кстати, именно по этой причине на севере Финляндии не шибко популярны всякие модные автомобили, под завязку напичканные электроникой. Во-первых, потому, что надежность здесь ценится больше, чем все остальное, вместе взятое, а во-вторых, потому, что во многих моделях «ручник» ставится автоматически после того, как заглушишь двигатель.

Вообще, автопарк Лапландии не блещет разнообразием: Volvo, Audi, Toyota, Nissan, опять Toyota. «Французов» я видел два раза, «итальянцев» — один. Та же история и с марками покрышек — абсолютное большинство ездит на Nokian. Сама же компания, имея на местом рынке долю60%, на месте не стоит — все такси обклеены ее логотипами, а покрышки таксистам продаются со скидкой, при этом у них еще постоянно берут отзывы, чтобы как можно раньше узнавать о возможных недостатках.

5 фактов о Финляндии

1. В Финляндии два официальных языка — финский и шведский, но при этом на севере, в Лапландии, все дорожные указатели продублированы еще и на языке коренного населения — на саамском.
2. Леса занимают около 75% площади Финляндии, причем наибольшее распространение имеет сосна. Из-за этого зимой из самолета ландшафт, по меткому выражению одного из коллег, напоминает «трехдневную щетину» — набелом снежном покрывале торчат черные сосны.
3. Водоемы составляют около 10% площади страны — всего же в ней 188.000 озер.
4. Финляндия — родина Санта-Клауса. У него есть свой офис на севере Финляндии, за Северным Полярным кругом.
5. Финская компания Nokia Corporation входит в число крупнейших мировых производителей мобильных телефонов. Кстати, Nokian Tyres принадлежит той же корпорации и ранее носила такое имя, поэтому на полигоне еще можно наткнуться на покрышку с маркировкой Nokia.

Розетка!
 

«Машина с розеткой»: без этого шнура утренний запуск превратился бы в ускоренное ресурсное испытание двигателя        
    
Что такое «машина с розеткой»? Все автомобили на севере Финляндии (почти все) оборудованы системой подогрева от внешнего источника. Приехал на стоянку отеля, припарковался к столбику, достал из багажника шнур и подключил машину к розетке. Все, можно расслабиться — утром тосолбудет теплым, машина заведется с пол-оборота. Правда, стекла отскребать все равно придется — хоть влажность у них в разы меньше, чем у нас, за счет чего морозы переносятся легче, стекла все равно обмерзают по периметру, причем основательно.