Автомобиль считается исконно мужской «игрушкой». Но знакомство с автомобильной историей показывает: на многихее этапах не обошлось без представительниц прекрасной половины человечества.

Первый угон и первая промоакция

Если изобретателем автомобиля, безусловно, следует считать мужчину, то первым автомобильным маркетологом — женщину. Ведь именно Берте Бенц, в девичестве Рингер, пришла в голову блестящая идея на деле продемонстрировать все достоинства «самобеглой коляски», которую соорудил ее муж Карл. К слову, даже появлением этого автомобиля Бенц былобязан своей жене, ведь машина строилась на деньги, взятые из приданогоБерты.

В автомобильный спорт женщины пришли практически одновременно с мужчинами

4 августа 1888 года Берта с двумя сыновьями тайком вывела автомобиль из гаража, вручную откатила его подальше от дома, чтобы не разбудить ничегоне подозревавшего главу семейства, и отправилась в путь из Мангейма в Пфарцхайм, где жили ее родители. Выходит, Берту можно считать и первой угонщицей автомобиля, хотя за рулем находилась не она, а ее 15-летний сын Ойген…

Путь по тем временам был неблизкий — 106 км, в итоге поездка заняла целый день. Ничего удивительного! И дело не только в том, что скорость автомобиля не превышала 15 км/ч. Разумеется, тогда в Германии не было ни приличных дорог, ни даже автозаправок или сервисных станций — в общем-то, автомобилей как таковых тогда тоже практически не было. Тем больший фурор вызвала поездка семейного экипажа у местных жителей. Этогои добивалась Берта! При каждой остановке она устраивала то, что сегодня называют промоакцией: демонстрировала все достоинства автомобиля и рассказывала, как легко им управлять.

Отчасти это было правдой: автомобилем управлял подросток, а все технические вопросы разруливала мать двоих детей. Казалось бы, какие проблемы могли возникнуть за 106 км пути? На самом деле их было немало! Сначала пришли в негодность кожаные накладки тормозов, затем растянулись приводные цепи, в какой-то момент засорилась топливная трубка — и все эти вопросы Берта решала сама! Попутно она выяснила, что покупать бензинв аптеке не дело, а для подъема в гору неплохо бы оснастить автомобиль дополнительной передачей, иначе приходилось его подталкивать.

Если изобретателем автомобиля, безусловно, следует считать мужчину, то первым автомобильным маркетологом — женщину

Тем не менее поездка закончилась благополучно, но главное — об автомобиле Бенца заговорили как о практичном транспортном средстве, а непросто как о забавной игрушке. Агитпробег удался!

Первые жертвы

Увы, но первым человеком, погибшим в результате наезда автомобиля, была женщина. Случилось это 17 августа 1896 года в Лондоне. Служащий Англо-французской автомобильной компании Артур Эдселл, двигаясь на «огромной», порядка 8 миль в час, скорости, отвлекся на разговор с очаровательной спутницей и не успел отреагировать, когда на дорогу по неосторожности вышла 44-летняя Бриджит Дрисколл.

Берта Бенц «угнала» автомобиль у мужа, чем оказала ему огромную услугу

Стать первой жертвой автомобиля — сомнительная честь и достижение. Однако гибель англичанки заставила серьезнее взглянуть на угрозу, которую впоследствии стал представлять для общества автомобиль. Еще одним напоминанием о том, что это вовсе не безобидная игрушка, стала гибель Айседоры Дункан 14 сентября 1927 года в Ницце. Во время поездки на открытом автомобиле конец ее шарфа намотался на ось заднего колеса — знаменитая американская танцовщица задохнулась…

Красивые истории, красивые имена…

Историческая несправедливость: говорим Mercedes — подразумеваем «он». А ведь имя-то женское! Эта история хорошо всем известна: член правления Daimler Motoren Gesellschaft Эмиль Еллинек настоял на том, чтобы автомобили компании получили имя Mercedes в честь одной из его дочерей. Любопытно, кстати, что настоящее имя дочери было Адриана Мануэла Рамона Еллинек, но в кругу семьи ее звали Мерседес («милосердие»). Как бы то нибыло, но в 1902 году название Mercedes было зарегистрировано как официальный товарный знак, а год спустя Эмиль Еллинек официально получилприставку к своей фамилии. Нетрудно догадаться какую…



Та самая Мерседес…

А в СССР женское имя Лада дало название экспортной продукции ВАЗа. Когдав конце 1960-х было принято решение отправить «копейки» на внешние рынки, выяснилось, что слово «Жигули» на некоторых языках вызывает не совсем хорошие ассоциации, — так появилась необходимость в «экспортном» названии автомобилей. После долгих творческих поисков появился вариант Лада — его предложил один из работников завода. По легенде так звали егобудущую супругу — выходит, что и за этим названием тоже стоял вполне конкретный человек.

Лада спасла «Жигули»…

Женских рук дело

А вы знаете, что идея установить на автомобиль стеклоочистители принадлежит женщине? Во время поездки из Алабамы в Нью-Йорк Мэри Андерсон обратила внимание на то, что во время снегопада водители вынуждены постоянно выходить из машины и протирать стекло. Мэри задумалась над тем, как можно механизировать этот процесс, и разработала конструкцию с резиновым валиком, который приводился в движение специальной рукояткой. На это устройство в 1903 году и был получен патент (вариации «дворников» были иранее, но, судя по всему, на тот момент эта конструкция оказалась самой удачной). А в 1917 году другая американка, Шарлотта Бридгвуд, предложила свой Storm Windshield Cleaner с электрическим приводом…Воистину американские женщины изобретательны! Так, в 1917 году жительница США Долорес Джонс запатентовала… глушитель! Впрочем, вряд ли речь шла о принципиальном изобретении этого узла, так как первым автомобилем с глушителем считается «Панар-Левассор», увидевший свет еще в 1894 году…

Спортивные амбиции

В автомобильный спорт женщины пришли практически одновременно с мужчинами. Так, первой пилотессой в мировой истории стала Мэри Март Дезенж, выступавшая под псевдонимом Камилл дю Гас. В 1901 году она приняла участие в гонке Париж — Берлин, где стала 32-й из 154 участников.

Элишка Юнкова стала первой пилотессой, сумевшей выступать с мужчинами на равных

А чешка Элишка Юнкова стала первой пилотессой, сумевшей бросить вызов мужчинам и составить им достойную конкуренцию. Ее звезда ярко вспыхнула во второй половине 1920-х, когда она сумела выиграть сначала горную гонку Клаусенпасс, а затем и Гран-при Нюрбургринга (в своем классе).

Мишель Мутон прочно вписала свое имя в историю мирового автоспорта

Пришлось «подвинуться» мужчинам и в знаменитом ралли-рейде Париж — Дакар: в 2001 году абсолютным победителем марафонской гонки стала Ютта Кляйншмидт, выступавшая за команду Ralliart Mitsubishi.Но, пожалуй, самой известной женщиной-пилотом «всех времен и народов» следует считать легендарную Мишель Мутон. На счету француженки — победа (и рекорд!) на знаменитой горной гонке Pikes Peak, многочисленные победыв этапах WRC и едва не выигранный чемпионат мира по ралли 1982 года за рулем Audi Quattro. По окончании активной гоночной карьеры Мутон вновь напомнила осебе, но уже как идейный вдохновитель и организатор знаменитой «Гонки чемпионов». А в 2010-м Мишель Мутон стала первым президентом Комитета женского автоспорта FIA (WMC), в число задач которого входит содействие вповсеместном участии женщин во всех сферах автомобильного спорта.

Вместо P.S.

Обращаясь к истории, не будем забывать о дне сегодняшнем. Трудно представить современный автомобиль без женского участия, ведь представительницы прекрасной половины человечества присутствуют на всех этапах создания каждой новой модели, начиная с дизайнерских проработок первых прототипов и заканчивая продвижением продаж уже готового продукта. Нет, определенно автомобиль перестал быть истинно «мужским» занятием! Да и был ли?