Контактное зажиганиеКонтактное зажигание — классическая система, широко применявшаяся в автомобилях середины и конца двадцатого века. Как и любое друго зажигание, служит для воспламенения топливо–воздушной смеси в определенный момент такта сжатия.

История контактного зажигания

Системы контактного зажигания появились уже на первых двигателях внутреннего сгорания. За десятилетия использования данная система претерпела множество конструктивных усовершенствований. В наше время система контактного зажигания почти уступила свое место более продвинутым системам.

Компоненты системы контактного зажигания

Для того, чтобы топливо, попадающее в цилиндры двигателя, а вернее, смесь топлива с воздухом, воспламенилась, в камере сгорания необходимо установить запал. В бензиновых двигателях роль запала выполняют свечи зажигания, которые на заре автомобилизма, кстати, и назывались запальными. Однако чтобы электрический ток от аккумулятора попал на свечу и воспламенил топливо, его необходимо как-то туда передать. В системе контактного зажигания для передачи тока используется метод механического контакта, что ясно из названия. Какие же элементы используются для передачи, корректного распределения тока и своевременной подачи его в каждую из четырех (или шести, восьми, десяти и двенадцати) камер сгорания?

Прежде всего, необходим источник питания. В случае с автомобилем это аккумулятор, который выдает ток низкого напряжения в 12 Вольт. Для воспламенения смеси этого явно недостаточно, и низкое напряжение подается на катушку зажигания, иными словами, трансформатор. Катушка зажигания обеспечивает преобразование токов низкого напряжения в токи высокого напряжения и имеет две обмотки, соответственно высокого и низкого напряжения. Поскольку дальше по цепи высоковольтный ток должен подаваться не постоянно, а лишь в течение коротких промежутков, достаточных для воспламенения топлива, в системе есть выключатель зажигания, механический распределитель высокого напряжения и механический прерыватель низкого напряжения. Механический распределитель состоит из ротора (в обиходе «бегунок») и специальной крышки. В крышке вмонтированы центральные и боковые контакты. Для своевременной подачи высоковольтного напряжения на ту или иную свечу служат вакуумный регулятор опережения зажигания, центробежный регулятор опережения зажигания, высоковольтные провода и свечи.

Принцип работы контактного зажигания

При замыкании контактов прерывателя, то есть в момент, когда вы поворачиваете ключ и ставите его в предпоследнее положение, токи низкого напряжения начинают течь по первичной обмотке катушки зажигания. Когда вы включаете стартер и запускаете двигатель, начинает работать распределитель высокого напряжения, объединенный в едином корпусе с механическим прерывателем низкого напряжения. Внутри распределителя смыкаются и размыкаются контакты, отвечающие за тот или иной цилиндр. Когда контакт разомкнут во вторичной обмотке катушки зажигания образуются токи высокого напряжения, которые текут по центральному высоковольтному проводу, проложенному от катушки к крышке распределителя. В момент замыкания очередного контакта напряжение подается на соответствующую свечу и происходит воспламенение топливо-воздушной смеси.



Механический прерыватель размыкает цепь низкого напряжения, отключая на короткий промежуток времени систему от питания. При этом высокое напряжение на вторичной катушке сохраняется. Для исключения скачков напряжение и обеспечения защиты механических контактов крышки распределителя и бегунка от обгорания в корпусе распределителя есть конденсатор.

Центробежный регулятор изменяет угол опережения зажигания в соответствии с количеством оборотов коленчатого вала двигателя, от которого распределитель зажигания приводится в движение. Для полного сгорания топливо-воздушной смеси зажигания производится с определенным опережением, то есть до того момента, когда поршень доходит до верхней точки движения внутри цилиндра.

Вакуумный регулятор опережения зажигания изменяет угол опережения зажигания в соответствии с нагрузкой двигателя.

Контактное зажигание – плюсы и минусы системы

Первое и главное преимущество системы контактного зажигания – ее простота. Небольшое количество компонентов и понятный даже далекому от автоэлектрики человеку дает ему шанс в экстренной ситуации отремонтировать зажигание своими силами, даже в полевых условиях.

Но контактные системы зажигания имеют и слабые стороны. По мере износа механических частей в процессе эксплуатации стабильность разряда на свечах, так называемая «искра» ухудшается, да и при условии высоких оборотов двигателя механическая контактная группа далеко не оптимальное устройство.

Как и во всех системах с трущимися элементами, в системе контактного зажигания в первую очередь из строя выходят именно они.

В заключении можно сказать, что контактная система зажигания легко поддаётся модернизации. Автолюбители часто заменяют многие отечественные элементы системы контактного зажигания на более качественные импортные, либо полностью меняют контактную систему, превращая ее в бесконтактную.