Глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов недавно заявил, что в 2014 году бензин в России значительно вырастет в цене. Вскоре после него с аналогичным заявлением выступил вице-премьер Аркадий Дворкович. Мы нашли целый ряд причин, по которым российским автомобилистам предстоит затянуть потуже пояса.

Причина №1: новые акцизы
Их уже утвердил президент РФ В. В. Путин. Причем не только на моторное топливо, но и на табак и алкоголь. В отношении бензина ставка акциза повышается почти до 10 тыс. руб. за тонну с нынешних 8,5 тыс. руб. Поскольку данное решение напрямую увеличивает издержки нефтяных компаний, как именно они будут их компенсировать – объяснять, думается, не надо…

Причина №2: налоговый маневр
Еще один, только более хитроумный, нежели описанный выше, способ повышения доходов казны, задуманный нашим правительством. Суть нововведения такова: с 2014 года будет повышена базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременно – снижены экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты (в частности бензин). Чего хотят добиться таким «маневром» в правительстве – пока не ясно. Однако уже понятно, что горючее от этого явно не подешевеет: Вагит Алекперов заявил, что бензин в 2014 году станет дороже на 10-15%, по мнению Аркадия Дворковича, подорожание окажется на уровне 6-10%.

Причина №3: инфляция
Что бы ни дорожало в России – именно эту причину называют в числе главных. Дескать, а что вы хотели – все дорожает, инфляция, мол, в стране. Нефтяники тоже любят порассуждать о необходимости «компенсации инфляционной составляющей», хотя рост стоимости бензина является одним из катализаторов повышения цен на подавляющее большинство товаров и услуг. Независимо от того, что первично, – в нынешнем году инфляция, по прогнозам ЦБ, составит около 6% и нет никаких оснований полагать, что в 2014 г. она окажется ниже. А вместе с ней – и цены на автомобильное горючее.

Причина №4: монополизм на топливном рынке
Как рассказал бывший заместитель министра энергетики РФ Владимир Милов, цены на бензин в России могли бы быть примерно на 20% ниже, чем сейчас, если бы наш рынок не был столь монополизирован. В будущем году более конкурентным он, понятное дело, не станет, а монополисты нигде и никогда в стремлении снижать цены замечены не были…

Причина №5: высокие цены на нефть
«Бензин в России дорогой, потому что нефть дорогая», – регулярно слышим мы от представителей компаний-производителей нефтепродуктов. Однако даже в разгар кризиса 2008-2009 гг., когда во всем мире «рухнули» нефтяные котировки, цены на бензин снизились… в зависимых на тот момент от импорта нефти США! В экспортирующей же нефть России цены всего лишь слегка притормозили свой рост. После чего опять устремились вверх. Так что пока «черное золото» стоит больше ста долларов за баррель, ждать у моря погоды дешевого бензина в России не приходится…

Резюме
Главный вывод, который следует из недавних заявлений правительственных чиновников и боссов нефтяных компаний, – бензин в России дорожает и дорожать будет! Другой вопрос – насколько?



Судя по всему, 10-процентный рост к октябрю-ноябрю 2014 г. нам обеспечен в любом случае. То есть литр 95-го примерно через год будет стоить около 36-37 руб.

Не менее интересный вопрос: что делать в такой ситуации рядовому автомобилисту? Запасаться топливом впрок особого смысла не имеет – его ведь нужно где-то хранить. Причем так, чтобы оно не рвануло в один прекрасный момент… Вариант же свести к минимуму поездки на личном авто для многих нереален.

Остается вносить коррективы в стиль езды или присматриваться к дизельным машинам. Но последние зачастую не настолько выгодны по стоимости владения, насколько дороги сами по себе.

Получается, куда ни кинь – всюду клин. Добавим к этому идею платных парковок, с которой наши власти носятся как с писаной торбой, грядущий «экологический налог» взамен нынешнего транспортного – и поневоле придем к выводу, что чиновники, похоже, всерьез задались целью сделать владение автомобилем в России невыгодным. И кажется, им это пока удается…

Цитата в тему:

«70-80 центов (22,5-25,8 руб. по курсу ЦБ РФ на 16.10.2013 – Kolesa.Ru) за литр 95-го – нормальная, вполне обоснованная цена бензина в России, которая к тому же могла бы сохраняться довольно долго».
Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики РФ