Решил напомнить о раллийном прошлом тойоты и легендарной, но забытой машине – Toyota Celica Gt–Four. Более подробно об истории и поколениях модели можно почитать здесь.
Мы же остановимся на поистине легендарном 5–м поколении — Toyota Celica ST–185 GT–FOUR 2.0 turbo. Машина увидела свет в 1989 году. И дебютировала в чемпионате мира по ралли в 1992 году, позволив Карлосу Сайнсу в этом же году завоевать чемпионский титул, а «Тойоте» занять второе место в зачете конструкторов. В 1993 триумф был еще более громким, когда Toyota выиграла Чемпионат мира по ралли сразу в двух зачетах, а в 1994 повторила этот успех.

На картинке к посту машина, участвовавшая в ралли сафари признанного самым сложным ралли в мире. Благодаря этой машине Тойота с 1992 года по 1995–й становилась его победителем.
Даже короткое видео дает наглядное представление о том, чего стоит победа в этом ралли.

Список громких раллийных побед Тойоты, без сомнения, множился бы и дальше, если бы не дурацкая история с рестриктерами на следующем поколении модели (St–205).
В 1995 году после ралли Каталония технические комиссары исследовали три турбонагнетателя — два с Ориоля и один с Канккунена. Все они оказались с «хитринкой».
Дело в том, что у машин группы А должна стоять шайба на впуске (34 мм), которая ограничивает порцию всасываемого воздуха и снижает мощность мотора. Эта шайба у исследуемых машин, конечно, была, но при этом оказался хитроумно спрятанный другой «всос», который увеличивал мощность двигателя примерно на четверть. Этот обман был труднообнаружим, что было отнесено ФИА в последующем скандале к отягчающим обстоятельствам. А скандал был большой, который история автоспорта не знала давно, начались увольнения в команде, неразбериха, кто же виноват, знали ли пилоты об обмане. Приговор был строг — аннулировать результат текущего года (а Toyota лидировала в командном зачёте), и лишить возможности выступать в сезоне–96.
После этого скандала Тойота ушла из ралли. Модель st–205 продолжала выпускаться вплоть до 1999 года, после чего ей на смену пришло 7–е поколение, лишенное и полного привода и нормального двигателя (алюминиевый блок цилиндров, отсутствие турбины).
7–е поколение – наглядная иллюстрация того, что происходит с автомобилем, когда его проектируют не инженеры (для решения боевых спортивных задач), а маркетологи (для удовлетворения спроса среднего потребителя).
Моя любовь к этой машине началась пять лет назад с переднеприводной st–182 и продолжается до сих пор с моей st–205, альтернатив которой просто не вижу.
Владельцам старых авто — любите и заботьтесь о своих ведерках они этого заслуживают;)