«АвтоВАЗ» начал строительство крупнейшего автомобильного завода в Казахстане: предприятие планируется сдать в эксплуатацию в 2016 году. Российская компания получит 25% акций новой производственной площадки. Большую часть выпускаемых машин завод будет поставлять в Россию. Эксперт считает, что мотивы экспансии «АвтоВАЗа» до конца не ясны — компания не освоила имеющиеся российские мощности, а спрос на машины внутри страны падает.

«АвтоВАЗ» совместно с «Азия Авто Казахстан» начал строительство крупнейшего в Казахстане автозавода полного цикла. Символический камень в фундамент предприятия был заложен 10 ноября в Усть-Каменогорске.
«АвтоВАЗ» выступает в качестве технологического партнера и получит 25% плюс одна акция, причем свою долю компания оплатит нематериальными активами.
Производство на новом предприятии начнется в 2016–2017 годах — на этот срок намечается выпуск комплектующих, бамперов, сидений, бензобаков и систем выхлопа. В 2018 году начнется выпуск штампованных деталей кузова, подвески и рулевого управления, а также элементов трансмиссии.
По словам исполняющего обязанности директора «АвтоВАЗа» Олега Лобанова, мощность предприятия составит около 120 тыс. машин в год, 70 тыс. из которых направятся в Россию — на Дальний Восток и в Сибирь. Около 40 тыс. будут продаваться в Казахстане, а еще часть автомобилей направится в Среднюю Азию и Закавказье. На такой показатель выпуска автомобилей предприятие планирует выйти к 2020 году. Первыми на конвейер предприятия встанут Lada Granta и новая Lada Kalina.
«К 2020 году производство, которому мы даем жизнь сегодня, обеспечит поставки более 70 тыс. автомобилей на рынок России и свыше 40 тыс. автомобилей для казахстанских автолюбителей. Завод полного цикла в Усть-Каменогорске, на границе с сибирскими регионами России, станет для нас и наших партнеров важным центром производства», — заявил Лобанов.
За первые семь лет работы завода планирует выпустить 500 тыс. машин — ВВП Казахстана в результате получит $6 млрд.
Мощность нового завода составит четверть от всех объемов машиностроения Казахстана.
Завод создается на базе акционерного общества «Азия Авто Казахстан». Оно существует с 2002 года и имеет ряд договоренностей с зарубежными автопроизводителями. Благодаря этим соглашениям на заводе ранее выпускались автомобили брендов Kia, Chevrolet и Skoda. За десять лет существования предприятие выпустило 30 тыс. машин. Новый завод разместится на площади 523 гектара.
Сделке между «АвтоВАЗом» и «Азия Авто» предшествовало повышение таможенных пошлин на подержанные иномарки в Казахстане, приуроченное к вступлению государства в Таможенный союз.
Этот вид налога вырос до 30–35% от основной стоимости и более — после этих мер «АвтоВАЗу» будет проще формировать спрос на свою продукцию, поскольку ранее в Казахстане значительную часть рынка составляли подержанные иномарки.
Директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что замысел «АвтоВАЗа» по ввозу машин из Казахстана в Россию пока понять сложно. «На текущем рынке даже имеющийся потенциал «АвтоВАЗа» дилерам будет реализовать сложно. Возможно, расчет строится на оздоровление рынка Казахстана — там очень хорошо представлены иномарки. Мощностей российских заводов «АвтоВАЗа» с лихвой хватит на ближайшее время», — рассказал «Газете.Ru» Дацкив.
Основными производственными площадками «АвтоВАЗа» являются заводы в Тольятти и Ижевске. Последнее предприятие было куплено в статусе банкрота в 2011 году. Сейчас «АвтоВАЗ» проводит его масштабную модернизацию, по итогам которой завод должен стать одним из крупнейших автосборочных предприятий России.